Originally posted by
linde_eit at
Как психологически лечить аллергию и астму? Автор Линде Н.Д.
Взято с сайта b17
Аллерги́я (др. - греч. ἄλλος - другой, иной, чужой + ἔργον - воздействие) - сверхчувствительность иммунной системы организма при повторных воздействиях аллергена на ранее сенсибилизированный этим аллергеном организм (Википедия). Аллергия - это первый тип гиперчувствительности (есть еще 4 других) характеризуется чрезмерной активацией тучных клеток (мастоцитов) и базофилов иммуноглобулинами Е(IgE), переходящей в общий воспалительный ответ, который может привести к различным симптомам: от доброкачественных (насморк, зуд) до опасных для жизни (анафилактический шок, отёк Квинке). Аллергия - считается часто встречающейся болезнью.
Однако причины возникновения аллергической реакции на безобидные воздействия внешней среды до сих пор не имеют своего убедительного объяснения. Одно из объяснений состоит в том, что сначала иммунная система дает слабую реакцию на чужеродный белок, но запоминает его и в следующие разы дает почему-то паталогически сильную реакцию. Но, почему?
Такое ощущение, что иммунная система кричит: «Грабят! Убивают! Помогите!», хотя причин для этого в реальности нет. После этого она же выделяет «крутые спецназовские силы», которые начинают «ловить и подавлять честных граждан», ошибочно принимая их за преступников. Но почему иммунная система так себя ведет пока непонятно.
Есть теория «заражения чистотой», которая подтверждается статистически. То есть дети, которые мало встречаются с грязью, не приучили свою иммунную систему спокойно реагировать на небольшие безвредные воздействия окружающей среды. Поэтому иммунная система начинает защищать организм от всего подряд. Действительно, дети в деревне меньше болеют аллергией, чем дети в городе. Есть еще теория о влиянии обилия домашней химии, а также теория постоянных стрессов, ослабляющая организм.
В нашу задачу не входит обсуждение и критика этих теорий. Мы собираемся выдвинуть новую, психологическую, теорию возникновения аллергии, основанную на нашем большом опыте психологического исследования причин, порождающих аллергию. Более того, мы претендуем на создание методов анализа и психологического воздействия, которые позволяют со значительной степенью вероятности полностью избавить клиента от аллергии навсегда. Причем сделать это за сравнительно небольшое число терапевтических сеансов (часто за 1 сеанс). Я понимаю, что это заявление звучит сенсационно, но, тем не менее, я считаю неправильным умалчивать об этих результатах, потому что они могут принести значительную пользу и могут стать основой многочисленных научных исследований.
Суть теории состоит в том, что запускающим аллергию механизмом является хроническая тревога, а иногда другие неосознаваемые негативные эмоциональные состояния, пробуждаемые аллергеном, как психологическим стимулом, который был когда-то ассоциирован с ощущением опасности.
Эмоции могут управлять и реально управляют психосоматическими реакциями организма. Автономная нервная система, которая управляет всей внутренней средой организма, не подчиняется сознательному контролю, но она подчиняется эмоциям, которые запускают процессы выделения адреналина или других химических медиаторов, процессы мобилизации обмена, расширения или сужения сосудов, учащения или сокращения дыхания, увеличение потоотделения, температуры и т.д. Автономная нервная система регулирует, по сути, весь гомеостаз организма. Поэтому мы считаем, что эмоции могут вызывать и сильные иммунные реакции.
Как открыл еще З. Фрейд, эмоции могут сохраняться в бессознательном мире клиента по сути дела вечно. Когда какой-то стимул пробуждает спрятанную в бессознательном эмоцию, она возникает как бы заново в точно таком же виде, как это было когда-то в прошлом. Человек снова плачет или смеется, как будто он снова оказался в той же ситуации. Если эти хронические эмоции не будут «обезврежены» и, по сути «стерты» внутри психического мира человека, то они будут вновь и вновь пробуждаться. Но они могут влиять на состояние здоровья, даже не пробуждаясь в полной степени, а только частично активизируясь по той или иной причине.
Обнаружить эти эмоциональные причины в каждом конкретном случае аллергии можно, используя методы эмоционально-образной терапии. Найти эти причины с помощью чисто рациональных методов практически нереально. Но, если причина таится в бессознательном мире клиента, то и найти ее можно с помощью работы бессознательного. Мы научились опираться в этом случае на способность бессознательного создавать спонтанные образы, невольно выражающие те эмоции, которые порождают аллергические реакции. Для этого клиенту предлагается как можно яснее ощутить те симптомы аллергии, от которой он страдает. А потом представить образ этих чувств и ощущений, желательно на пустом стуле, перед собой.
Когда клиент позволяет себе создавать образы спонтанно, бесконтрольно, они удивительно точно отражают суть эмоциональной проблемы, но их надо уметь интерпретировать. Иногда это получается очень легко и это делает сам клиент, а иногда информацию приходится добывать с помощью дополнительных аналитических приемов.
С помощью специальных приемов воздействия на эмоциональные состояния (через работу с образами) можно изменить патогенное состояние на нейтральное или даже позитивное. Тогда аллергия просто исчезнет, и аллергический стимул не будет ее вызывать ни в каком случае. Этот эффект в свою очередь подтверждает, что анализ был верным и аллергия действительно вызывалась эмоциональным состоянием, а аллерген был только пробуждающим стимулом. А это подтверждает главную идею нашей теории, что аллергия имеет психосоматическую природу, причем психологический фактор является доминирующим.
За долгие годы работы я проанализировал около 30 случаев аллергии и не меньше 20 аллергий полностью снял, используя чисто психологические средства, а именно эмоционально-образную терапию. Ни одного случая чисто «биологически заданной» аллергии я не встречал, всегда была найдена та или иная психологическая причина ее возникновения. Я допускаю, что подобные случаи аллергии могут быть найдены, но это будет скорее исключение, чем правило.
Я приведу ряд примеров работы с аллергией, хотя некоторые детали работы уже стерлись из памяти, но канва работы сохранилась, что-то было записано сразу после сеанса.
Пример 1. «Красный человек»
Студент Женя (имя изменено) рассказал, что страдает от весенней аллергии на травы, от аллергии на ягоды и на грязных кошек и собак. Ягоды вызывают покраснение и зуд по всему телу. Образ этого состояния был похож на небольшого человека, но всего красного, который хотел причинить страдания Жене.
Выяснилось также, что в детстве его родители и бабушка, у которой он бывал летом в деревне, строго предупреждали относительно ягод и грязных животных. Я предложил ему представить своих родителей и бабушку и заявить им, что ни ягоды, ни грязные животные не могут ему повредить. Мысленно делая это заявление, он ощутил, что сильно злится на своих родителей за те ограничения, которые они наложили на его жизнь. Поэтому я понял, что красный человек символизировал его гнев против родителей, который, будучи невысказанным, обращался против самого субъекта, вызывая у него аллергию. Поэтому последующая работа была направлена на прекращение гнева этого «человечка» и принятие его субъектом как своей части личности, что конечно соответствовало действительности. Женя не очень-то хотел принимать эту часть своей личности, но поддавшись моим уговорам, он убедился, что чем больше он принимает ее, тем более она становится спокойной и меняет свой цвет на приятный желтый. В итоге Женя установил доброжелательные отношения с этой частью личности, а она перестала гневаться и стала дружелюбной. В результате через неделю Женя доложил, что проверил результат на всех видах ягод, которые ранее вызывали аллергию - теперь аллергия отсутствовала.
Пример 2. «Аллергия на маму»
Одна из моих учениц страдала ужасной аллергией на укусы ос. Она буквально распухала как шар (и как Пьер Ришар в фильме про неудачников) и могла задохнуться. Поэтому ей сразу же вызывали «скорую» и отвозили в больницу. Тем не менее, эта семья русских интеллигентов обожала летом отдыхать на своей даче под Москвой, где обязательно летало множество ос. Надо сказать, что эта ученица уже была замужем и имела сына 8-ми лет, но образы показали, что аллергия явно связана с тем, что ее мама до сих пор имеет слишком большое влияние на ее жизнь и эмоциональное состояние. Мама управляла всей семьей, в том числе своей взрослой дочерью, мамины контроль и тревоги порождали, как ни странно, катастрофическую аллергическую реакцию на укусы ос. Мы
довольно успешно работали и образ того чувства, которое создавало зависимость, постепенно таял. Но к концу работы стало возрастать сопротивление клиентки, и она не могла никак справиться с остатками проблемы, хотя, по собственной ее оценке, осталось не больше 10%. «Я что-то устала. Я потом сама доделаю…» Я говорю: «Понимаешь, нельзя быть чуть-чуть беременной! Либо ты свободна, либо зависима. Давай дорабатывать до конца». «Нет, я уже не могу, в следующий раз продолжим». Я понимал, конечно, что она обманывает и почему-то не хочет дорабатывать, но нельзя насильно заставлять, и я согласился. Понятно, что к этому вопросу она не вернулась, мастер-класс закончился, и мы расстались на лето.
А в сентябре мы встретились в буфете института, и она вдруг говорит: «Николай Дмитриевич, а я летом убедилась, что Вы были правы».
- Это как?
- А летом меня как всегда ужалила оса, и я ни капельки не опухла! Два часа прошло - никакой реакции!
- Поздравляю, но я как раз не ожидал, мы же не доработали.
- Так слушайте дальше. Я обрадовалась и решила рассказать маме. Я пошла в дом,
а мама сидела на террасе… Только я ее увидела, как я моментально снова опухла, и меня опять отправили в больницу!
- Так получается, у тебя аллергию не на ос, а на маму!
Я очень смеялся, да и она тоже. Отсюда можно сделать вывод, что дорабатывать проблему надо на сто процентов, а аллергия действительно может быть спровоцирована влиянием авторитетного родителя, что я наблюдал неоднократно! Только два года назад эта ученица подтвердила, что теперь аллергии на ос нет, несмотря на маму.
Продолжение следует.