Originally posted by
zigal777 at
Ошо - о коммунистах и коммунизме. - Бхагаван, являетесь ли Вы сторонником
коммунизма?
- И да и нет. Сначала давайте обсудим «нет». Я против коммунизма, существующего в Советском Союзе, в Китае и других коммунистических странах. Я против коммунизма, который породили Карл Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, Мао - все эти люди. Я против, потому что то, что они породили, - это не коммунизм. То, что они породили, - это диктаторское, нечеловеческое, рабское общество, не демократическое, без уважения к личности и даже без признания личности. Личность - всего лишь номер, как в армии. Человек умер, и в списочном составе армии появляется запись: номер восемь убит или номер восемь пропал без вести. Видите психологическую разницу? У номера восемь нет жены, нет детей, нет матери, нет престарелого отца, нет старой бабушки. Номер восемь - просто номер восемь, арифметика. Цифра не имеет ничего общего с человеком. Но если вы замените номер реальным именем, то начнете думать иначе. Что случится с его женой? Кому он был другом? Что случится с его матерью, с престарелым отцом, кто присмотрит за ними? Что будет с его детьми? Поэтому в армии и не используют имен. Имена создают психологическое беспокойство в людях, а номера можно заменять. Номер восемь пал, пусть уходит; кто-то другой станет номером восемь. Он не станет мужем жены номера восемь, он не станет сыном отца номера восемь. Все это не касается армии. Номера можно заменять; человеческие существа - нет.
Коммунизм, пошедший от Карла Маркса, негуманен, поскольку он совершенно не принимает в расчет вашу индивидуальность, вашу личность. Маркс говорит, что нет ничего, кроме материи. А если вы - не что иное, как материя, то какое значение имеет, живы вы или умерли? Поэтому так легко Сталин убивал миллионы людей в России. Это было бы не просто, если бы Карл Маркс не сказал, что вы - только материя. Уничтожая миллионы людей, Сталин не чувствовал угрызений совести: они не люди, у них нет души. Они - только механизмы.
Я не собираюсь поддерживать идиотскую идеологию, которая отбирает у человека человеческое. Человеческое должно обогащаться, индивидуальное должно заостряться. Они же разрушают все индивидуальное. Они хотят, чтобы вы были лишь частью коллектива - только частью, винтиком в колесе, деталью, которую всегда можно заменить. А вы знаете, что ни одно человеческое создание незаменимо, поскольку каждое человеческое существо уникально, так предельно уникально, что заменить его невозможно.
В марксовом коммунизме нет уважения к личности. Вы знаете, что они закрывают? Они закрывают дверь к вашему собственному существу, а если эта дверь закрыта, то вы полностью отделены от существования. Тогда нет и вопроса о поиске истины; нет вопроса о познании себя, о том, чтобы быть самим собой. На самом деле, это опасно - быть собой, познать себя. Лучше быть винтиком в колесе, без себя. Идея Маркса не основывается на каком-либо внутреннем поиске. Мне жаль этого человека; он был разумным, но он остался лишь интеллектуалом, книжником. Он первым приходил в библиотеку Британского Музея, и каждый вечер перед закрытием его приходилось выводить силой. А иногда его вынуждены были выносить на носилках, потому что от чтения целыми днями и курения сигарет - а это все, чем он занимался - он терял сознание.
Он ничего не знал о внутреннем; он смотрел только в свои книги. То, что он написал в «Капитале»... Коммунисты не читают эту книгу. Я встречал тысячи коммунистов; ни один коммунист не читал этого. Но каждый держит эту книгу в своем доме, совсем как христианин Библию. Это Библия коммунизма - и она создана как раз троицей: Маркс, Энгельс, Ленин. И Библией является «Капитал», но никто не читает его. Я прошелся по нему, от первой страницы до последней - это все слова, нет переживания; цитаты из других книг, но нет подлинного переживания, ни одного его собственного переживания.
Что за человек Карл Маркс? Причина, по которой он основал коммунизм, не заключается в
сострадании к бедным. Нет, совсем нет - это ревность к богатым. Вы должны это ясно понять, поскольку это изменит ваше отношение. Его отец был бедным. Отец его отца был бедным. Он сам был бедным и оставался зависимым от поддержки своего друга Фридриха Энгельса, который был богатым человеком и постоянно давал ему деньги. Фридрих Энгельс не является великим интеллектуалом или чем-то еще, но в благодарность за его финансовую поддержку, Маркс всегда помещал его имя на каждую написанную им книгу. Фридрихом Энгельсом не написано ничего, Маркс просто проявлял уважение. Так или иначе, это правильно, поскольку без него Маркс был бы не в состоянии писать; он умер бы с голоду.
Это не сострадание к бедным. Нигде в Капитале, в Коммунистическом манифесте и других книгах Маркса вы не найдете ни одного утверждения, показывающего сострадание к бедным - этого нет совсем. Это ревность к богатым. Марксов коммунизм означает: уничтожить богатых, разделить богатство поровну. Вот это они и сделали - в России, в Китае. Бедный все еще беден, но, так или иначе удовлетворен, поскольку богатые потревожены. Богатые уничтожены. Сравнение исчезло; теперь нет богатых, которые дадут вам почувствовать, что вы бедный. Вы по-прежнему бедный. Нищета, конечно, распределена равномерно. Каждый одинаково беден: так что никто не может сравнивать, никто не может ревновать. Никто не может думать, что дела могли бы идти и получше.
Я не сторонник распределения на уровне нищеты, я не сторонник уничтожения богатых. Поэтому я говорю «нет» коммунизму, существующему сегодня, марксовому коммунизму. Но я говорю «да» совершенно иной концепции коммунизма. Коммунизм - не против капитализма. Для меня коммунизм - это наивысшая и последняя стадия капитализма. Капитализм - первая система в мире, которая создает капитал, изобилие. Раньше был феодализм, он не создавал изобилия; он эксплуатировал людей, он грабил людей. Богатство, которое имели цари прошлого, было преступлением. Оно было силой отнято у людей, у бедных; оно было не ими создано. Капитализм - первая система, которая создает богатство. А чтобы создавать его, требуется разум. А когда мы создаем так много богатства, это изобилие теряет все свое значение, когда мы создаем такой высокий стандарт изобилия, то бедные автоматически начинают становиться богаче... Никто не может съесть изобилие - наступает точка насыщения. И только когда капитализм подходит к точке насыщения, тогда наступает цветение коммунизма. Поэтому я называю мое сообщество коммуной. Коммунизм, слово «коммунизм» произошло от слова «коммуна».
Поэтому я говорю: «И да и нет». «Нет» коммунизму, который вы представляете себе, и «да» коммунизму, о котором я постоянно говорю вам. Создавайте изобилие, богатство. Теперь наука и технология дали вам все средства для этого, просто глупо думать о распределении. Создавайте его так много, чтобы добраться до точки насыщения. И оно начнет распространяться к каждому. Коммунизм - это окончательный расцвет капитализма.