Попал я недавно в шторм! Брейншторм педагогов. 10 человек очень конструктивно делились мыслями о том, каким должно быть образование, альтернативное существующему. В целом, подход был очень здравый и назревший - ребенок не чистая доска, на какой кто что хочет, то и пишет и экскрементирует. Ребенок скорее - семя, в которое не нужно вкладывать, инсталлировать содержание, потому что семя, например каштана, уже имеет все, чтобы стать именно каштаном, а не дубом. Существующий веками подход к ребенку как порожнему сосуду, в какой нужно вложить определенные знания, делает из ребенка не личность, а винтик - математика, политика, менеджера, теннисиста и тд. Ребенок мог бы стать человеком, а стал роботом, знающем, умеющем и уважающем только то, что необходимо для его работы. 10 педагогов предлагали не столько наполнять ребенка готовыми знаниями, сколько поддерживать его саморазвитие и самостоятельное стремление к познанию мира. Не столько навязывать ему ярмо, сколько помочь самостоятельно, свободно, добровольно выбрать свой путь в жизни.
Однако в подходе этих педагогов я увидел противоречие: с одной стороны, ребенок - это семя и тд, но с другой - ребенка снова обрекают на судьбу винтика! Все как в прежних типах образования. Ребенка опять обрекают на одно лишь развитие, познание, образование - у ребенка будут активированы только «левополушарные» качества и способности (логика, анализ, счет…), он опять превратится в высокоинтеллектуального, хладнокровного робота! Он опять будет много знать - пусть даже путем саморазвития и самостоятельного избрания предметов и методов обучения, - но будет мало чувствовать, фантазировать, радоваться, творить…………. !!! Он будет головой проффесора Доуэля, а не полноценным, живым, счастливым человеком!
Если учащийся будет занят только познанием, саморазвитием и тд, он опять превращается в порожнюю посудину, в какую он заливает знания, пусть даже им самим выбранные! Такой ребенок, школьник, студент, быть может, будет много важного знать, но не будет креативным, творческим во всех сферах жизни, кроме его профессии!!! Он снова будет роботом, запрограммированным (самим собой) на корректное выполнение набора операций. А личности и жизни у него не будет. И не будет личности и жизни у тех, кто будет идти по жизни вместе с этим роботом - друзей, родителей, детей… Он не сможет в процессе образования научиться быть креативным в любых ситуациях, быть живым, спонтанным, креативным даже там, где он ничего не знает, даже там, к чему он не подготовлен.
Предложенный этими педагогами подход страдает фанатичным западным рационализмом. На Востоке, - о чем например рассказывают Ошо и Кришнамурти, - образование, развитие детей не должно активировать лишь их интеллект. Ребенок состоит не только из ума, знаний и умений. Ребенок - бесконечен, неисчерпаем; это Вселенная во Вселенной. Чтобы ребенок был счастлив, чтобы он действительно развивался, стал личностью, был креативным и тд, ему необходима также и свобода от знания, образования, саморазвития!!! Ему необходимы медитации, игры и другие состояния души и тела, где человек выходит за пределы знаний, своего эго, своей личности. Ребенок является и становится креативным не тогда, когда учится и познает, а когда играет, поет, танцует и тд. Не тогда, когда в его ум загружаются знания, а когда из него в целом льется спонтанный поток энергии, чувств, восприятий… Творчество - ничем, никем из нас недетерминированный процесс. Ему невозможно научить. Чему-нибудь научиться - не значит стать способным творить! Творчество - спонтанность, а не адекватная реакция на вложенные знания. Творчество возникает по ту сторону знаний, интеллекта, образования. Для творчества необходима ПУСТОТА!!!!!! Нищета духа. …
Вот для чего ребенку и взрослому необходимы - как воздух для дыхания - медитативные, экстатические состояния - медитация, смех, игры, гнев, плач, пение, спорт, драки, любовь, радость и тд. В этих «состояниях» мы пребываем за пределами - всегда узкими, душными - себя, своей личности, своих знаний и тд. А творить можно только выйдя за пределы той узкой сферы, какой являются наши знания и наша личность. Это все - лоно, кокон: чтобы творить, нужно выйти из них, родиться на свет.
В предложенном педагогами «новом» образовании - насколько я услышал на той встрече - не было места для чего-то еще, кроме образования и самообразования, а это все - сфера интеллекта и загрузки его свободных кластеров новыми битами. Если в ребенке все будет занято битами, то не останется места для творчества, для души. Без ПУСТОТЫ не будет ничего. Пустота - это малость, но без нее нет ни чаши, ни колеса, ни музыки…
Если в ребенке не оставить пустоты, если лишить ребенка его права на свободу от знания, интеллекта и тд, то образование заасфальтирует ребенка знанием и саморазвитием.
Услышав вышеизложенное, один из педагогов сказал мне на встрече, что я ошибаюсь, что у них как раз предусмотрено всё для развития детской креативности! Я ему поверил. Но почему-то думаю, что он не вполне понимал то, что сказал. Что ж, мб в дальнейшем мы таки услышим друг друга!
Франциско Инфантэ