Подростки.

Feb 14, 2012 09:55

Кидает меня из темы в тему, из возраста в возраст. С одной стороны понятно, дети - разновозрастные.
Сейчас я буду рассуждать о теме, которая мне пока неизвестна. И эта тема - подростки. Моему старшему - уже 11лет. Как я понимаю, у нас есть еще 1-2, может, 3 относительно спокойных года, а потом начнется то, чем пугают родителей - подростковый период..

И как себя вести, мне неизвестно. С одной стороны, еще ничего не началось, нечего гнать волну. С другой стороны, хочется понять МОИ действия, потому что я очень согласна с тем. что пишет Людмила Петрановская:

Отсутствие ппроцедуры инициации и института "лесных домов" или чего-то подобного отражается и на обычных семьях тоже.  Подросток 13-16 лет, который рвется к самостоятельности, который жаждет "подвигов и атак", вынужден сидеть у маминой юбки и просить у папы стольник на кино. Его могут отчитать, запретить гулять, чмокнуть в щеку без разрешения и вообще. Это ненормально. Как себя вести в этой ненормальной ситуации не знают на взрослые, ни дети. Постояннно происходят конфликты.

Потому что не дело молодому льву оставаться во власти родителей. У него начинается стресс и крышу сносит. Это опять-таки на глубинном уровне заложено. Взрослый самец, который защишал детеныша, может наброситься на подростка. Особенно если тот начинвает "права качать" или свой половозрелый статус демонстрировать. Поэтому в природе подроски подальше держатся от взрослых самцов. А наш подросший детеныш вынужден не только находиться рядом, но и поностью зависеть от этого самого взрослого самца. Стресс неизбежен.

Взрослым не легче. Доказано, что один из самых неприятных запахов для человека -- запах пота его собственного ребена, достигшего половой зрелости. То есть майка чужого ребенка просто пахнет, а своего -- невыносимо воняет. Это заложенный природой механизм предотвращения кровосмесительных связей. Очень хитро задумано. Только люди природу перехитрили и самозабвенно ругаются со своими детьми на тему "к тебе в комнату нельзя зайти, такой духан стоит". Вместо того, чтобы отпустить из дома, ибо -- пора.

Конечно, люди могут быть добры и умны, и они все это по возможности смягчают и сглаживают, и мы все же не животные, нас больше гораздо с детьми связывает. Поэтому глотки не перегрызаем. Но нервы друг другу трепем. Кстати, в тех странах, где принято в 15-16 лет отправлять детей из дома на учебу, скандалов между подростками и родителями намного меньше. К сожалению, далеко не все люди добры и умны, так что семейное насилие между родителями и подростками -- очень и очень распространенное дело. Причем агрессором выступает то одна сторона, то другая. Про эмоциональное насилие и речи нет. Норма жизни.

Еще одно последствие отложенной сепарации (отделения) -- ненормальная отвественность родителей за дела детей после 14-15 лет. Я всегда офигеваю, когда в школу вызывают родителей страшеклассников. Вот что, по мнению, школы, они должны сделать, чтобы Петя (1м 85 см роста и усы) делал уроки? А с родителя спрашивают за успехи Пети, за поведение Пети, за здоровье Пети. Ничего нет хуже, чем  находиться в ситуации, когда ты отвечаешь за что-то, но от тебя ничего не зависит. А потом удивляемся, почему родители подростков такие нервные...

В общем, хреново это все. У кого-то есть характер и харизма удерживать ребенка в подчинении лишние несколько лет. Вынесем за скобки, насколько это полезно для ребенка, но хоть так. У кого-то хватает коммуникативных талантов избегать резких конфликтов и договариваться, на полутонах, на сочувствии, так сказать, в память о недавней нежной любви между родителем и ребенком. У большинства -- не получается. И родитель с подростком огребают несколько лет непонятных отношений, унизительных или для одного, или для другого. И неизвестно, что для ребенка хуже и мучительней -- когда он сам "под каблуком" или когда он, не зная, что же делать, берет нахрапом верх над родителями и видит их отчаяние и слабость. Кстати, как писал тот же Макаренко, нет никого несчастнее ребенка, победившего собственных родителей. И тут он был прав.

Как, если была возможность, было бы правильно?

Если приводить пример, всем известный, то это, пожалуй, мир, созданный Роулинг. До 11 лет ребенок с родителями, напихивается их любовью по самые уши. Потом письмо, Хогвартс. Родители -- на каникулах. Учеба серьезная, таинственная, довольно опасная. Никто не делает переполоха из сломанной руки или спаленной брови. Нормальный процесс. Правила строгие. При это свобода собраний и объединений. Иерархия. Традиции красивые и овеяны легендами. Опасная и жесткая игра в квидич. Азартное соревнование между коллективами (факультетами). Учителя -- мудрые и вообще волшебники. Что еще надо для счастья? Конечно, при таком раскладе  и совершеннолетие может быть в 17 лет, дети вполне готовы. Кстати, волшебные родители эту дату свято чтут -- стукнуло семнадцать -- лезь хоть к черту в пекло, мама будет глотать слезы, но не запретит.

Собственно, к подобной мысли приходили многие фантасты, те же Стругацкие. Но они предлагали коллективно влспитываать годовалых, пока родители бороздят просторы Вселенной. Без комментариев.

К сожалению, сейчас западная (и наша) цивилизация развивается совсем по другому сценарию. Возраст совершеннолетия все отодвигается, детей все более рьяно охраняют и оберегают, работать запрещено, одним гулять запрещено, набивать шишки запрещено. Они частично находят отдушину в пресловутых неформальных объединениях, всяких готах-эмо-панках. Частично идут в антиглобалисты и другие протестные движения и жгут Макдональдсы. Частично капитулируют и сдаются, тупо сидя перел компом с пивом. Лишние люди. Онегин нервно курит в углу. Эти -- гораздо лишнЕе.

Оговорка. 
Все это, конечно, справедливо именно для семейных, вполне благополучных детей. Если у ребенка был опыт депривации, потери, амбивалентных отношений, все несколько иначе. Впрочем, согласно Роулинг, и для таких детей Хогвартс был спасением. 
Что касается наших детдомовцев, видели бы вы, как они расцветают в подобных условиях, пусть в миниатюре. В том же центре "Вдохновение", в тех же лагерях нестандартных, правильно сделанных. Им тоже нужны волшебники...

(Юлия Матвеева) Мне очень интересно, как вы - родители сегодняшних подростков решаете эти проблемы. Как вы даете свободу своим детям? В чем это выражается?

Как я понимаю, у нас сейчас идет полное игнорирование природных потребностей молодых людей, как и пишет Людмила - гулять до 10, потом только с папой..

Какие-то молодежные лагеря труда, отдыха? Объединения? Что, как, где? Поделитесь опытом.
Я понимаю насколько правы были родители в 18-19 веке. Отправляли дворяне своих отпрысков на несколько лет в Европу и они там отрывались, а потом возвращались уже адекватными. В деревне, свой вариант - женили и в руки давали свое хозяйство, все, ты - дальше САМ. А что же делать нам?

На тему о подростках пришло одно письмо. Мне кажется. очень показательное. А вы как думаете?
(Маргарита) Прочла выпуск рассылки "Подростки" и задело за живое.
Я мама. Моему сыну Олегу 14 лет, весной будет 15. Мне 32 года и воспитываю я его одна.
Переходный возраст начался у него лет в 12.

Сколько переживаний, сколько слез пролито, еще больше их проглочено... 
Мой сын лидер по характеру, но свое лидерство он проявляет не теми "правильными" способами, которые приняты в нашей школе и обществе. Он абсолютно не хочет учиться. Мальчик, который начал читать в 4 года совсем не хочет учиться! Потому что, он твердо знает, что ему это не пригодится!

А что я могу возразить? Я, хроническая круглая отличница с двумя средними специальными, двумя высшими образованиями, кто я и где я? Что я могу поставить ему в пример? Комнату в общежитие, где мы живем с ним? Или свою грошовую зарплату преподавателя колледжа?

А учительница в школе им рассказывает: "У меня был ученик - Петя Бородин - у него было пять двоек за четверть. А теперь у него 10 своих магазинов по городу!" И как я могу заставить своего сына учиться? Да, вызывают в школу. Сколько раз стояла перед завучем и перед директором с опущенной головой, обтекала... И еще буду стоять - нужно закончить 8 класс и впереди 9.Но неужели они не понимают, что я не могу заставить его учить уроки, если он решил их не учить... Можно много говорить о проблемах школы, и том, что современные дети прекрасно понимают, что руководству школы гораздо важнее показатели, а не качество образования. И троечку скорее всего все-таки поставят. Да у нас в колледже, та же самая ситуация... Но сейчас не об этом.
Что делать? Я перепробовала много. Мы сменили за 7 класс три школы (теперь у меня богатый опыт общения с педагогическими коллективами, кстати многие преподаватели все понимают, но их вынуждают действовать так как "положено"). На протяжении всего времени я искала мужской авторитет для своего сына. У меня нет мужчины, с которым мы могли бы жить вместе. Своего отца Олег не знает с рождения, никогда не видел. Друзей, подходящих на эту роль, у меня тоже не нашлось. У моего сына всегда было стремление к спорту, и я всячески старалась его поддерживать. Я водила его в разные секции, чтобы он пробовал, искал себя... Но оказалась, что в спорте тоже не так много мужчин, которые готовы работать с подростками...

Сейчас у меня счастье! С начала этого учебного года мой сын вновь стал посещать секцию карате. И его тренер - это человек с большой буквы, который просто не может не восхищать. Секция у них разновозрастная от 6 и до взрослых дядей. И он может найти подход к любому. Они слушаются его безоговорочно! Нет, он вовсе не давит их свои авторитетом, нет... Просто в этом мужчине чувствуется такая внутренняя сила, такой стержень - что пацаны это ощущают бессознательно. Кстати, Юрий Алексеевич (тренер) совсем молодой, ему не больше 30 лет, при этом он посвящает работе с детьми шесть дней в неделю! При этом он уже Президент Ассоциации карате в нашей Липецкой области. Я разговаривала с ним насчет Олега, рассказала о трудностях в школе. Он не только понял суть проблемы, но оказывает реальное положительное влияние на моего сына...

Нужно отпускать детей. да, особенно, мальчиков. Но отпускать некуда! Это абсолютно правильно. Мальчик должен становится мужчиной, да, но не через сигарету и пиво. И я пытаюсь ненавязчиво донести это до своего сына, как бы между прочим... От нотаций и моралей он устал в школе, и я вижу, что он их просто не воспринимает. 
Мне очень тяжело, потому что моя мама, у которой 4 детей, растила нас в условиях гиперопеки, мы все домашние, мы даже гулять на улицу не ходили... И невольно в чем-то я копирую ее стиль воспитания. Мне страшно, я жутко боюсь за своего сына. Ноя борюсь со своими страхами, стараюсь не звонить лишний раз, если нет повода, оставлять больше пространства для самостоятельности. Однако должны быть жесткие правила, которые нарушать нельзя!

Родитель не должен чувствовать себя побежденным! Как знакомо и страшно...
Я прочитала много книг по педагогике и, к сожалению, очень сложно что-то применить на практике. Все дети разные. Мы с Олегом ходили к психологам. Это ничего не дало. Он не доверяет психологам в целом, поэтому никакого результата быть не может.
У моего коллеги на работе сын на год моложе моего. Там совсем другая ситуация: мальчик сидит дома, много читает, хорошо учится. Бывают и такие дети!
И все же, не смотря на все проблемы, я счастлива, что у меня есть сын. И я уверена, что у него все будет хорошо. И основная задача родителей, облегчит прохождение этого сложного этапа - переходного возраста. И я считаю более важным думать о развитии ребенка как личности, а не об оценках в дневнике, пусть даже кто-то со мной не согласится...

(Юлия Матвеева) А у вас есть свои секреты того, как общаться с подростками?
Кстати, очень рекомендую дать детям-подросткам почитать книгу Светланы Ермаковой и Леонида Жарова "Как жить, когда тебе 12?"
Отрывки из книги:
Если в тебя не влюбились
Значит, ты не знаешь, зачем человеку голова.
Зачем человеку живот - ты знаешь, и постоянно его услаждаешь, уперчаешь и усметаниваешь.
* * *
Ты уже обиделась и говоришь, что знаешь. Голова не потому нужна, что на ней рот, а потому, что в ней мысли. И при чем тут влюбленность тебя в Антона и невлюбленность Антона в тебя?
* * *
Тут звонит телефон, и ты бросаешься к нему, сбивая стулья и ссекая углы стола. Но это звонит не Антон. Он никогда не позвонит.
Почему?
Потому что ты не знаешь, зачем человеку голова.
Ну и зачем? - ты тихо сядешь на диван, и тихо пойдет разговор.
* * *
Влюбленность - это количество мыслей об Антоне.
Чем больше думаешь, тем больше влюбляешься.
А вот Антон о тебе не думает.
Почему?
* * *
Давай вспомним, как все началось.
Ты пришла на день рождения подружки, там было два интересных мальчика. Первый курил и хвастался, второй не курил и не хвастался. Первый сразу стал неинтересным, второй, Антон, становился все интереснее.
Интересно, почему он не курит?
Интересно, почему он молчит?
Почему смотрит на тебя, а танцует не с тобой?
Но вот кончился танец, кончился торт, кончился день рождения. В конце концов оказалось, что вам с Антоном по пути.
Но вот кончился путь, кончилась дорожка к твоему дому, кончилась лестница к твоей двери.
В конце всех этих концов Антон тебя поцеловал. Сейчас ты сама не веришь, что это было, но мы верим. Это бывает.
Поцеловал, и пошел, и сказал роковые слова; "Я никогда не приду". Надел свою кепку, сказал и пошел.
И не приходил три дня. А точнее, семьдесят четыре часа, а точнее - шестьдесят умножить на семьдесят четыре (столько минут). Потому что ты думала о нем каждую минуту.
Почему он больше не придет? Ведь ты ему нравишься, он поцеловал? Может, у него другая девочка, и он обещал жениться? Тогда почему?.. А может, он неизлечимо болеет? Тогда почему?.. А может, навсегда уезжает? Тогда почему?..
Из всех этих "почему?" никак не получалось "потому".
Но думать "почему?" было приятно. Всякая птица, песенка или дождинка стали поводом вспоминать о нем. Мир сузился и стал Антоном в кепке. Даже автобус, выруливший из-за угла, наводил на мечтание, что вот так же придет Антон.
Мысли переполнили голову, спустились в сердце, превратились в нежность; нежность переполнила сердце, подступила к кончикам пальцев. Хотелось снять кепку и погладить Антона по голове.
Ты влюбилась.
* * *
Откуда взялась влюбленность? Свалилась с дождливого неба? Или наслана на тебя охрипшей цыганкой? Или загадана подружкой?
Ты и сама соглашаешься, что влюбленность твоя взялась из мыслей.
А мысли? Мысли откуда взялись? Почему нет мыслей о первом, о том, кто курил и сорил анекдотами?
Еще чего! - чевокнешь ты. - Думать о нем! Он понятный, неинтересный.
А вот Антон - непонятный, загадочный. И так хочется разгадать его загадку!

===
И под конец советы мальчикам (девочки, не читать!).
Если ты познакомился и проводил - не назначай свидания, не спрашивай, когда встретимся? - хоть и хочется. Устрой своей девчушке случайность, можно случайно встретить ее во дворе или в магазине.
Не хотите ли узнать, какой разговор всегда интересен девочке?
Девочек всегда интересуют человеческие отношения, ведь ей придется отвечать за мир в своей будущей семье.
Например, ей будет интересно, как твой неопытный дружок хотел познакомиться с девчонкой - и что он сделал? Он с дерева смотрел ей в окно, а потом зацепился и повис на сучке.
Любая охотно поддержит такой разговор, даст совет, как исправить сердечные дела твоему дружку.
* * *
Прежде чем подходить к девочке - найди к ней подход.

(Юлия Матвеева) Там много интересного - в этой книге. И написано весело. И написано - умно. И тонко.
Читайте :) 
Еще рассуждения по теме можно почитать здесь - http://knnr-mir.ru//index.php?showtopic=2225

Именно за подростками очень интересно наблюдать в наших лагерях. Ситуации бывают очень разные.
Бывает, что их собирается группа 3-5 человек, тогда они выстраивают свой мир. Уединяются по укромным местам и распускают  перья перед девочками-мальчиками. О чем-то шепчутся и громко смеются. И так трогательно дружат мальчики и девочки.

А бывает, что их в смене только 1-2 и тогда они концентрируются не на своей компании, а на малышах и так замечательно с ними общаются:)

психология

Previous post Next post
Up