Остров Меис, более известный под итальянским названием Кастеллорицо, принадлежавший в начале Первой мировой войны Османской империи, в 1915 году был оккупирован французскими войсками и использовался для создания угрозы и блокирования побережья Анатолии. Его прибрежные воды часто использовались для стоянки кораблей. Беспечность, с которой корабли союзников находились в гавани, открытой в сторону побережья материковой Турции, была использована противником - 9 января 1917 года артиллерия германо-турецких сил потопила находившийся там английский гидроавианосец "Бен-Май-Кри". Германский генерал Лиман фон Сандерс, глава немецкой военной миссии в Османской империи, описал этот эпизод в своих мемуарах "Пять лет в Турции". Ниже отрывок из мемуаров.
Было принято решение совершить артиллерийский налет на порт острова Мейс в Средиземном море. Английские подразделения заняли этот остров и разместили там орудия, радио- и телеграфные станции, и другую технику. Таким образом, остров Мейс стал для англичан удобной базой для проведения различных операций против турецкого побережья. Подготовка велась в течение четырех недель. Из ближайшей к анатолийскому побережью железнодорожной станции Баладыз [200 км] на скалистый мыс напротив острова Мейс были доставлены гаубицы и горная батарея. Сначала путь пролегал по хорошим дорогам, а затем по труднопроходимым горным тропам.
Для транспортировки орудий по 50-километровой тропе, по которой пастухи водили коз и овец, потребовалось несколько сотен рабочих, которые целый месяц расширяли ее до трех метров. Таким образом, орудия были с большим трудом доставлены на побережье. Горный хребет, который пришлось пересечь, имел высоту до 1500 метров, а непосредственно скалистый мыс, куда их установили - около 220 метров.
6 января наши орудия были установлены на расстоянии пяти километров от порта острова Мейс. Боеприпасы доставлялись на 400 верблюдах. Противник не знал о наших действиях, которые продолжались в течение четырех месяцев [недель?].
9 января орудия были подготовлены к стрельбе. В порту был обнаружен боевой корабль, который сначала приняли за крейсер, но впоследствии определили, что это английский гидроавианосец, окрашенный в серый цвет. Этот корабль стоял на якоре на входе в порт без всяких необходимых предосторожностей. В этот день около половины второго наши замаскированные батареи открыли огонь. Получив несколько попаданий, гидроавианосец загорелся и уже не мог использовать свои пушки. Вскоре на корабле взорвался боезапас, и в его корпус стала поступать вода. Утром 10 января стало видно, что две дымовые трубы корабля были разбиты со стороны кормы, его передняя часть почти полностью находится под водой, а сам корабль лежит на грунте.
Помимо этого, два миноносца и вооруженное транспортное судно также получили множество попаданий, но смогли уйти, хотя и были подожжены. Радиотелеграфные станции на острове также были уничтожены турецкими батареями. Одновременно с этим, враг бросил свои батареи на острове, так что теперь противник не мог вести ответный огонь в направлении турецкого берега.
Честь осуществления этого успешного обстрела, явившегося яркой страницей войны, принадлежит трем офицерам: во-первых, капитану кавалерии Шулеру, во-вторых, старшему лейтенанту Хезелю Бергеру и, в-третьих, командиру артиллерии майору Шмиту Колбову.
От себя добавлю, что на некоторых сайтах написано, что турецкая артиллерия состояла из четырех 155-мм и двенадцати 77-мм орудий, хотя откуда взяты эти данные непонятно. В Турции считается, что артиллерией командовал Мустафа Эртугрул, впоследствии награжденный за этот бой.
Кроме того, германо-турецкие войска попытались вскоре развить свой успех. Как написано в официальной турецкой истории Первой мировой войны (том "Действия на море"), 18-21 января артиллерия продолжала вести огонь по острову, а 21 января, незадолго до рассвета, была произведена попытка высадки на него десанта численностью 120 человек на десяти парусных лодках, под прикрытием артиллерии и самолета. Однако десант подвергся встречному огню артиллерии противника, в результате которого четыре лодки были потоплены, погибли семь и были ранены 61 человек, включая командира десанта, который вынужден был повернуть назад.
UPD. 09.01.2024. Схема десанта. Только, судя по всему, дата перепутана.