Флот Начкавсектора

Jun 16, 2023 14:40

В продолжение вчерашнего поста. Приказом Коморси Республики от 11 ноября 1920 г. должность Начальника базы и укрепленного района восточного побережья Черного и Азовского морей (Начбазукр) переименовали в Начальник обороны Кавказского побережья Черного и Азовского морей (Начкавесектор). Не буду про подчиненность, территориальность и структуру, остановлюсь на корабельной части. Приказом РВС Республики от 26 ноября была создана Кавказская флотилия прибрежной обороны с базой на Новороссийск (начальник военмор С.В. Анненский).

На 4 декабря 1920 г. она состояла из:

1-го дивизиона сторожевых судов (начальник военмор Малышев), который включал в себя следующие корабли: "Джигит", "Лоцман", "Медуза". Временно к нему также были причислены минная баржа № 69 и истребитель МИ-16 (типа "Гринпорт");

Службы связи, на которую ложилась также лоцманская проводка и которой передавались следующие суда: "Воробей", "Очаков", "Рында", "Циклон", "Апраксин", "Дзержинский", "Ворон", "Стационер № 1", "Стационер № 8" и брандвахта (баржа № 28).

Предполагался также 2-й дивизион истребителей в составе: "Легкий", "Ловкий", "Летучий", "Лихой", "Строгий", "Свирепый". Но в имеющемся в архиве проекте приказа он зачеркнут карандашом. Видимо истребители в подчинение Начкавсектору не дали.

Что касается канонерских лодок "Луч востока" ("Айдын Рейс") и "Восставший" ("Превезе"), а также транспорта "Шахин", то они были временно откомандированы в распоряжение Коморси и из состава флотилии в связи с этим исключены. Примерно в конце декабря эти корабли вернули Начкавсектору.

(РГАВМФ. Ф. Р-461. Оп. 1. Д. 1. Л. 15, 18). Ниже лист 18 - кликабельно.








Не позднее 20 января 1921 г. Кавказская флотилия береговой обороны была переформирована в 3-й отряд судов прибрежной обороны Черноморского флота, который по-прежнему остался в подчинении Начкавсектора, должность которого вместо А. А. Кондратьева занял с 27 января 1921 г. Р. Р. Левговд (фактически приступил к исполнениям обязанностей с 15 февраля).

По состоянию на 27 января 1921 г. 3-й отряд судов прибрежной обороны имел следующую структуру:

Дивизион канонерских лодок 2-го ранга: канлодка № 1 (бывш. "Луч востока"), канлодка № 2 (бывш. "Восставший");

Дивизион сторожевых судов 3-го ранга: сторожевые суда "Джигит", "Медуза", "Лоцман", "Новый мир", "Слава морякам", "Болиндер";

Дивизион сторожевых катеров 4-го ранга: сторожевые катера № 51 (бывш. "Апраксин"), № 52 (бывш. "Стационер № 1"), № 53 (бывш. "Стационер № 8"), № 54 (бывш. "Циклон"), № 55 (бывш. "Воробей"), № 56 (бывш. "Очаков"), № 58 (бывш. "Дзержинский"). Катер № 57 (бывш. "Рында") - сдан в порт. Катер № 59 (бывш. "Ворон") - передан Особому отделу. База дивизиона - баржа № 28;

Дивизион речных катеров 4-го ранга [бывшая Западно-Двинская военная флотилия]: "Ягуар", "Кугуар", "Рысь", "Пантера", моторный катер № 1, моторный катер № 2;

Вспомогательные суда: катер штаба обороны "Худа-Верды", минная баржа № 69, баржа № 4;

Плавучие средства Новороссийского порта: катера "Метеор", "Кореец", "Витязь", баржи № 1, № 2, № 3.

(РГАВМФ. Ф. Р-461. Оп. 1. Д. 2. Л. 4). Ниже - кликабельно.




В боевое расписание отряда в течение января-февраля неоднократно вносились изменения, но поскольку они не касались интересовавшей меня темы, я их не выписывал, но сохранил на всякий случай архивные шифры документов - РГАВМФ. Ф. Р-461. Оп. 1. Д. 18. Л. 18, 30, 36, 39.

Во время советско-грузинской войны 1921 г. в распоряжение Начкавсектора временно передавались подводная лодка АГ-23, канонерская лодка "Эльпидифор № 413" и, видимо, канонерская лодка "Терец".

По окончании боевых действий, по состоянию на 13 марта 1921 г. 3-й отряд прибрежной обороны имел следующее боевое расписание:

Дивизион канонерских лодок 2-го ранга: канлодка "Новый мир", канлодка № 12 [видимо опечатка и правильно - № 1] (бывш. "Луч востока"), канлодка № 13 [видимо опечатка и правильно - № 2] (бывш. "Восставший");

Дивизион сторожевых судов 3-го ранга: сторожевые суда "Джигит", "Медуза", "Лоцман", "Слава морякам";

Дивизион сторожевых катеров 4-го ранга: сторожевые катера № 51, № 52, № 53, № 54, № 55, № 56, № 57. База дивизиона - баржа № 28;

Дивизион речных катеров 4-го ранга: "Ягуар", "Кугуар", "Рысь", "Пантера", моторный катер № 1 ("Моряк скиталец"), моторный катер № 2 ("Ласточка");

Вспомогательные суда: транспорт "Шахин", минная баржа № 69, болиндер "Карл Либкнехт", баржа № 314;

Плавучие средства штаба сектора: моторные катера "Худа-Верды", "Пчелка", "Ливерпуль", "Казбек";

Плавучие средства Новороссийского военного порта: катера "Метеор", "Кореец", "Витязь", "Друг", "Главвоенпорт", баржи № 1, № 2, № 69 [явная опечатка].

(РГАВМФ. Ф. Р-461. Оп. 1. Д. 33. Л. 100). Ниже - кликабельно.





Вся эта флотилия имела, конечно, невысокую боевую ценность, а также невысокую исправность. Когда во время боев с грузинскими войсками 9-я армия запросила 21 февраля у Начкавсектора артиллерийскую поддержку, последний отвечал, что для выполнения этой задачи он имеет исправными два речных катера с 47-мм орудиями в Туапсе и невооруженный паровой буксир и сторожевой катер с двумя 37-мм пушками в Новороссийске, которые служат для проводки через минные поля иностранных судов (РГАВМФ. Ф. Р-1. Оп. 3-1, Д. 784. Л. 249).

Приказом РВС Республики от 30 апреля 1921 г. оборона побережья была изъята из ведения морского командования и передана Командующему всеми вооруженными силами на Украине. В приказе было указано, что Коморси должен сосредоточиться на восстановлении Черноморского флота, создать практический отряд и включить в него все необходимые суда. Из остальных же судов сформировать отряды прибрежной обороны Одесско-Очаковского района, Крымского района и Кавказского фронта, которые должны были подчиняться командующим округов, оставаясь при этом на снабжении флота (РГАВМФ. Р-397. Оп. 1. Д. 167. Л. 102). Получалось, что у сухопутного командования появлялся собственный флот, снабжать который должны были моряки. Судя по всему такая странная конструкция оказалась нежизнеспособной и никому не нужной. Я не выяснял дальнейшую судьбу кораблей и флотилий, но в Отчете о состоянии и деятельности Морских сил Черного и Азовского морей за 1921 г. написано, что отряды судов прибрежной обороны были просто расформированы. Должности Начальников секторов, в т.ч. Начкавсектора, упразднялись, а вместо них были созданы должности Старших морских начальников (сокращенно - Старморнач), в т.ч. Старшего морского начальника Восточного района Черного моря в Новороссийске, но никаких кораблей, и тем более флотилий, в их оперативном подчинении уже не было (РГАВМФ. Р-397. Оп. 1. Д. 167. Л. 86-87).

P.S. Увы, опять же, никаких фотографий вышеупомянутых кораблей у меня нет.

Гражданская война, Флот, СССР, Военная история

Previous post Next post
Up