На фоне новостей о вводе в строй УДК Anadolu, новой активизации программы танка Altay и интенсификации испытаний реактивного БЛА Kızılelma, незамеченным осталось доведение Турцией до логического завершения программы ZAHA - Zırhlı Amfibi Hücum Aracı (бронированная десантно-штурмовая машина).
Программа эта стартовала 7 марта 2017 г. с подписания между Подсекретариатом оборонной промышленности и компанией FNSS Savunma Sistemleri контракта на разработку и производство и поставку для турецкой морской пехоты 27 новых бронетранспортеров. Учитывая, что 49% FNSS Savunma Sistemleri принадлежит BAE Systems, неудивительно, что в его основу лег американский плавающий БТР AAV-7, черты которого легко угадываются в разработке FNSS. В мае 2019 г. на международной выставке вооружений IDEF-2019 был представлен прототип нового БТР, однако первоначально установленный срок поставки в 2021 г. был сорван. Всего было построено пять опытных образцов, испытания которых затянулись до 2022 г. Разработаны четыре конфигурации - бронетранспортер, командно-штабная машина, ремонтно-эвакуационная машина и машина для разминирования.
БТР имеет удлиненный по сравнению с AAV-7 на 30 см корпус из алюминиевого сплава, обеспечивающий противопульную и противоосколочную защиту (уровень которой разработчиком не сообщается). Предусматривается использование дополнительных накладных бронепластин. Учитывая слабость противоминной защиты AAV-7, здесь она была разработана новая полностью с нуля. Общая масса машины составляет 30 т. Экипаж 3 человека, десант 18 человек. Дизельный двигатель мощностью 600 л.с. (вероятно, Caterpiller, но точная инофрмация нигде не указана) сообщает максимальную скорость на суше до 70 км/ч. БТР способен преодолевать уклон 60° и двигаться по поверхности с наклоном 40°, преодолевать препятствия высотой 0,9 м и рвы шириной 2 м. На воде БТР двигается с помощью двух водометов 431 PODJets американской фирмы NAMJet с крейсерской скоростью 5, и максимальной скоростью 7 уз, а в случае их выхода из строя может двигаться с помощью вращения гусениц. Заявляется мореходность при волнении до 4 баллов.
Вооружение сосредоточено в специально разработанном для этого БТР дистанционно управляемом модуле ÇAKA, особое внимание было уделено его устойчивости к коррозии и герметичности. В модуле установлен 12,7-мм пулемет и 40-мм автоматический гранатомет. Машина также оснащена дымовым гранатометом, автоматической системой пожаротушения и системой РХБЗ.
Интересно, что Турция до настоящего момент не эксплуатировала подобные плавающие БТР. В этом смысле бригада морской пехоты ВМС Турции получит новые возможности. Очевидно, что заказ на разработку ZAHA был связан со строительством УДК Anadolu. На
инфографике, посвященной вступлению в строй этого корабля, отображена возможность размещения на нем 27 таких БТР (выше на фото они как раз на десантной палубе Anadolu). Производство именно 27 единиц и было заказано у FNSS - в комплект входят 23 бронетранспортера, 2 командно-штабные и 2 ремонтно-эвакуационные машины. Первые из них уже поступили в войска, после чего в течение апреля должна быть передана вся партия.
Сообщается, что в ноябре 2022 г. ZAHA прошел испытания в Индонезии, которая остро нуждается в плавающих бронетранспортерах в связи устареванием парка БТР-50ПК. В связи с этим можно вспомнить, что изначально Индонезия собиралась приобрести для их замены украинские БТР-4, однако после приобретения пяти единиц отказалась от этого намерения из-за обнаруженных проблем с их плавучестью. После этого с Россией были заключены два контракта на приобретение 21 и 79 (то есть в общей сложности 100) БТ-3Ф, однако этот бронетранспортер, во-первых, видимо до сих пор не закончил этап испытаний, а во-вторых, Индонезия скорее всего откажется от них из-за боязни попасть под американские санкции CAATSA. Таким образом, может получиться так, что Турция потеснит нашу страну на этом рынке вооружений.
В заключение несколько видео.
Click to view
Click to view
Click to view