О разведывательных функциях Особых отделов ВЧК и один документ на тему из РГВА

Apr 19, 2023 08:37

Интересное примечание из книги А.В. Ганина "Семь почему российской Гражданской войны", пояснющее, что Особые отделы ВЧК в период Гражданской войны - это не только контрразведка, но и разведка:

Утверждения о том, что Особый отдел ВЧК не имел отношения к военной разведке (Войтиков С. Армия и власть. Корнилов, Вацетис, Тухачевский. 1905-1937. М., 2016. С. 653), не соответствуют действительности и лишь отдаляют читателей от понимания первого этапа истории советских спецслужб. В период Гражданской войны советские специальные службы находились на этапе своего рождения и становления, поэтому нередко обладали дублирующими функциями. Это касалось и ведения разведывательной работы в 1919-1920 гг. Помимо Регистрационного управления Полевого штаба РВСР как центрального органа военной разведки и разведывательных отделений  фронтовых и армейских штабов, разведывательной работой в интересах Красной армии занимались подпольные органы РКП(б), создававшиеся на занятых белыми территориях, и партизанские отряды. Для руководства этой работой были организованы Зафронтовые бюро ЦК РКП(б), а также Зарубежные бюро (Алексеев М. Как создавалось ГРУ. С. 44). Разведывательную деятельность вели и Особые отделы. Первые "Положения" об Особых отделах фронтов и армий, утверждавшиеся в январе 1919 г. еще не ВЧК, а РВС, включали в предполагаемую структуру новых органов и разведывательные отделы. И хотя эти "Положения" вскоре были пересмотрены, прежний замысел сохранился. В постановлении ВЦИК об Особых отделах при ВЧК от 21 февраля 1919 г. среди задач Особого отдела ВЧК была указана работа "агентуры за границей и в оккупированных иностранными державами и занятых белогвардейцами областях", кроме того, фронтовые и армейские Особые отделы выполняли все задания РВСР и РВС фронтов и армий (Из истории Всероссийской Чрезвычайной комиссии 1917-1921 гг. Сб. док. М., 1958. С. 260). В штатах Особых отделов фронтов и армий была создана так называемая активная часть, а в структуре Особого отдела ВЧК возникли оперативный (активный) отдел и регистрационное отделение. Оперативному отделу Особого отдела ВЧК были подчинены вопросы организации агентурных сетей в тылу противника (Скоркин К.В. На страже завоеваний революции. История НКВД-ВЧК-ГПУ РСФСР. 1917-1923. М., 2011. С. 835, 838).



Агенты ВЧК вели масштабную работу в белом тылу, в том числе и диверсионную (этим сюжетам посвящена обширная историография. См., напр.: Солдат революции: военная и политическая деятельность Ф.Э. Дзержинского. М., 1987. С. 54-55; Военные контрразведчики. М., 1979. С. 98; Кирмель Н.С. Белогвардейские спецслужбы в Гражданской войне. 1918-1922 гг. М., 2008. С. 279; Кирмель Н.С., Шинин О.В. Красные против белых. Спецслужбы в Гражданской войне 1917-1922. М., 2016. С 197-198 и др.). Некоторые разведчики Особого отдела ВЧК приобрели легендарную известность. В Сибири успешно действовал сотрудник Особого отдела ВЧК А.И. Анисимов. В Одессе в 1919 г. кратковременно, но эффективно работал сотрудник Особого отдела ВЧК Ж. де Лафар. От председателя Особого отдела М.С. Кедрова он получил задание внедриться во французский штаб, добыть информацию о силах интервентов и установить, какие существуют возможности для прекращения интервенции. Лафар устроился в штаб экспедиционного корпуса Антанты переводчиком и сумел получить ценные сведения (Капчинский О.И. Агент из "Мирографа" // Родина. 2002. № 1. С. 73-75; Кирмель Н.С. Спецслужбы Белого движения. 1918-1922. Контрразведка. М., 2013. С. 61-62). К сожалению, в России документация Особых отделов периода Гражданской войны до сих пор недоступна для исследователей. Однако такие документы рассекречены в зарубежных архивах. В частности, обширный материал по заброске на территорию Литвы и разведывательной работе сотрудников Особого отдела РВС 15-й армии и Особых отделов дивизий этой армии за начало 1920 г. хранится в Центральном государственном архиве Литвы (Lietuvos centrinis valstybes archyvas - LCVA) и открыт для изучения (LCVA. Ф. 378. Оп. 5. Д. 75). Разведывательные пункты Особого отдела ВЧК были созданы на Кавказе и в Средней Азии.

Свидетельства о разведывательной работе особистов сохранились и в мемуарах современников. Так, бывший генерал М.Д. Бонч-Бруевич вспоминал о своей работе начальником Полевого штаба РВСР летом 1919 г.: "Сведения о противнике должно было дать мне разведывательное отделение; их я и затребовал. Оказалось, однако, что отделение это изъято из ведения штаба и передано в Особый отдел. Для доклада о противнике ко мне в кабинет явился молодой человек того "чекистского" типа, который уже успел выработаться... На заданные мною дополнительные вопросы о противнике молодой человек не смог ответить, и я не без удивления узнал, что он-то как раз и является начальником разведывательного отделения. Из дальнейших расспросов выяснилось, что в старой армии мой посетитель был писарем какого-то тылового управления, военного дела совершенно не знает и о той же разведке имеет самое смутное представление. Необходимых мне данных о противнике я так и не получил. Пришлось ограничиться теми сведениями, которые добывались войсковой разведкой и излагались в разведывательных сводках, кстати сказать, поступавших с большим запозданием (Бонч-Бруевич М.Д. Вся власть Советам. Воспоминания. М., 1957. С. 347-348).

В дальнейшем военная и политическая разведка получили различное институциональное оформление. Наличие у Особых отделов разведывательных функций привело к тому, что в конце Гражданской войны, весной 1920 г., в целях совершенствования разведывательной работы именно при Особом отделе ВЧК возник Иностранный отдел, а при Особых отделах фронтов, армий и некоторых губерний - иностранные отделения, в компетенции которых оказалось ведение разведывательной работы за рубежом. В результате реорганизации в конце 1920 г. на базе прежнего органа было создан Иностранный отдел ВЧК (позднее - ГПУ-ОГПУ) - орган внешней разведки, широко известный благодаря операциям 1920-1930-х гг.

***

Собственно вчера в РГВА как раз вспомнилось это примечание, и глаз зацепился за вот такой документ:




Видимо это черновик. Не совсем ясно, принят ли был он в итоге в таком виде, или в каком-то ином. Но в любом случае, в заглавии есть ссылка, что это сообщение об уже принятом на уровне руководства разведорганов решении, которое изложено в совместной телеграмме ВЧК и Разведупра РККА от 10 мая 1921 г.

Из документа видно, что на внутренних фронтах (в данном случае речь о Кавказском фронте) вся агентурная разведка передается Особым отделам ВЧК. Во исполнении этого указания, на Кавказском фронте регистрационные отделы армий и подчиненные им дивизионные аппараты упраздняются и к 1 июня должны передать всю свою агентуру, штатных работников и материалы в Особые отделы ВЧК.

Собственно документ дополнительно указывает на то, что ВЧК далеко не ограничивалась только контрразведывательной работой, но также вела агентурную разведку. Ничего не сказано про регистрационный отдел фронта - он судя по всему сохранялся.

Разведка, История, Гражданская война, СССР, Военная история

Previous post Next post
Up