Странно как-то, что про бой "Эльпидифора № 415" 9 января 1921 г. с французскими эсминцами в сети практически нет никакой информации, а та, что есть, местами какая-то сомнительная. Ниже предлагаю ознакомиться с рапортом, автор которого явно находился на канонерской лодке, но кто это - мне непонятно. Автор подписал документ как Наэльдот. Могу предположить, что это означает Начальник [дивизиона] "Эльпидифоров" действующего отряда. Но что это за человек - не знаю.
Если верить авторам рисунка, то примерно так мог выглядеть и "Эльпидифор № 415"
НАЧАЛЬНИКУ МОРСКИХ СИЛ
РАПОРТ
Доношу Вам, что 9-го сего декабря, выйдя из г. Новороссийска в г. Керчь согласно предписания начальника обороны Кавказского побережья, около 11 часов заметил на горизонте по румбу SW сначала 2, а затем 4 дымка. Около 12 часов дымки скрылись. Время указываю приблизительно, ввиду гибели вахтенного журнала. В 12 час. 30 мин. дымки снова показались по румбу SSO и стали быстро приближаться. Посланные на море наблюдатели доложили, что видно два корабля и в отдалении еще два дыма. Предполагая возможность встречи с кораблями Врангеля приказал очистить корму от находящихся на ней бочек с бензином и приготовить кормовое орудие к стрельбе. В 14 часов на траверзе мыса Утриш дымы настолько приблизились, что ясно стали видны силуэты 2-х нагоняющих миноносцев и в отдалении силуэт по-видимому транспорта, а далее еще дым какого-то корабля. В это же время пробил боевую тревогу и сменил курс на Анапу. На одном из эсминцев видел семафор прожектором, разобрать его не мог, так как давались три буквы "Ф.У.Т." по азбуке Морзе. При приближении эсминцев на 60 кабельтов с одного из них было произведено два выстрела, давших перелеты. Приказал открыть огонь кормовому орудию. Время открытия огня около 14 час. 30 мин. Не считая возможным вступить в бой с эсминцами ввиду приближения еще кораблей противника и присутствия на корабле более 200 человек посторонних людей и грузов, мешающих действию артиллерии, приказал помощнику держать курс на Анапу, а сам, за отсутствием артиллериста, стал управлять огнем. В начале боя наши снаряды ложились хорошо и ближайший эсминец избегал попаданий непрерывно меняя курс. Огонь противника давал большие перелеты, а затем вскоре получилось накрытие. После первых попаданий в корабль среди пассажиров и посторонней команды началась паника, оказавшая действие и на судовую команду, и приказания управления огнем стали выполняться неточно и огонь потерял свою действительность. Эсминцы противника учли это и быстро пошли на сближение, очевидно, готовя минную атаку. В то же время на корабле паника достигла своего предела и все начали одевать спасательные пояса.
Видя полную невозможность пробраться в Анапу и продолжать бой, а также выпущенную противником мину, повернул кормой к эсминцу, сделавшему минный выстрел, и пошел к берегу. В это же время был перебит штуртрос. При приближении к берегу, как только корабль коснулся грунта, все стали бросаться за борт. Тут же от снаряда противника загорелся 4-й жилой трюм. Загорелось вблизи порохового погреба. Приказал прекратить огонь оставшейся у орудий прислуги.
Противник, увидя бегущих по берегу людей, открыл огонь по ним, перестав стрелять по кораблю. С оставшимися 4-5 людьми прекратил пожар в 4-м трюме. Считая возможным, что противник подойдет к борту или вышлет катер, стал уничтожать секретные документы. Когда противник перенес огонь на берег, то, желая прекратить жестокое и бесцельное убийство, поднял флаг "ХЕР", не возымевший, однако, никакого действия. Обстреляв берег, противник удалился. Анапская батарея стреляла по противнику только в самом конце боя и с большими недолетами. Противник стрелял снарядами с удушливыми газами и только благодаря сырой погоде процент отравленных невелик. Всего корабль получил до 20 попаданий, из них 9 пробоин в борту, но все выше WL. Потери в личном составе: убитых 6, утонул 1 и раненых 55.
В настоящее время корабль [неразборчиво] волной выброшен на глубину от 2 1/2 до 9 фут., причем имеет подводные пробоины. Грунт, камень и пробоины получены вследствие того, что волна била корабль об грунт. К разгрузке корабля пока не приступлено, ввиду отсутствия плавучих средств.
Наэльдот / подпись /
Верно:
Помначоперода Штафлота / подпись /
РГАВМФ. Ф-397. Оп. 3-1. Д. 1102. Л. 119