Произошедшее недавно в Турции и Сирии сильнейшее землетрясение продемонстрировало очередные примеры использования флота, и в том числе ВМС Турции, для устранения последствий стихийных бедствий. Первым, утром 7 февраля в зону бедствия из Стамбула отправилось аварийно-спасательное судно "Нене Хатун", являющееся наиболее крупным судном такого типа в Турции (его оператором является Главное управление береговой безопасности). Транзитом через Мерсин судно доставило в Искендерун гуманитарные грузы. Также оно может принять раненых, как минимум 20 штатных мест есть в госпитале на борту "Нене Хатун", и наверняка это число можно увеличить.
Собственно ВМС Турции направило в зону бедствия вспомогательное судно "Искендерун", которое 7 февраля перевезло из Искендеруна в Мерсин 98 пострадавших. Это судно, изначально построенное в качестве гражданского парома, и ранее использовалось в различных спасательных операциях, например участвовало в крупномасштабном вывозе турецких граждан из Ливии в 2011 году.
Чуть позднее, в ночь с 8 на 9 февраля, в Искендерун также стали прибывать десантные корабли ВМС Турции
"Байрактар", "Санджактар" и
"Османгази", доставившие в район землетрясения строительную технику и гуманитарные грузы. На борту "Байрактара" и "Санджактара" есть госпитали, в которых была оказана помощь, в том числе хирургическая, пострадавшим. Кроме того, к Искендеруну были направлены фрегат, два корвета и два патрульных корабля, но их названия в прессе пока отсутствуют и об их роли не сообщается.
Выше фотографии разгрузки через носовую аппарель. А ниже видео, на котором видна работа на десантной палубе и использование кормовой аппарели.
Click to view
Надо сказать, что это не первый опыт участия турецкого флота в ликвидации бедствий. Более того, в 1999 году ВМС Турции сами оказались прямо в эпицентре произошедшего 17 августа Измитского землетрясения - линия разлома прошла буквально по причалам главной ВМБ Гёльджук. Всего тогда погибло 18 373 и было ранено 48 901 человек, при этом сам флот потерял 420 моряков погибшими и 307 ранеными (все они находились на суше). В ГВМБ были разрушены здание штаба флота, учебного центра, казармы, крупнейший причал Пойраз, трубопроводы, различное оборудование, обрушились краны, пострадала инфраструктура судостроительной верфи. Мощнейший неконтролируемый пожар на нефтеперерабатывающем заводе, находившемся всего в четырех километрах на противоположном от базы берегу Измитского залива, стал причиной того, что весь флот вынужден был покинуть Гёльджук и выйти в море. С трудом удалось вывести достраивавшийся фрегат "Кемальрейс" и находившийся в плавучем доке фрегат "Гемлик". При этом флот оказал посильную помощь в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации - фрегаты и ракетные катера перевозили пострадавших из Гёльджука в район Стамбула, в ангарах фрегатов были развернуты госпитали, в которых оказывалась помощь гражданам.
Имеются и другие интересные прецеденты использования кораблей для борьбы со стихией. Например 4 марта 2021 г. для тушения лесного пожара недалеко от ВМБ Аксаз танкодесантные корабли Ç-149, Ç-157 и Ç-321 перебросили на берег пожарные машины, а сторожевой катер "Каш" (типа "Тузла") и буксир "Ёзген" дополнительную пожарную команду в 45 человек. При этом БПЛА обеспечили круглосуточное наблюдение за очагами пожара.