В завершение темы про десантные корабли турецкой постройки, последняя часть - про тип «Байрактар». Эти корабли явились логическим завершением 40-летней эволюции турецких танкодесантных кораблей и являются самыми крупными представителями этого класса в мире.
После того, как в 1994 г. вступил в строй десантный корабль «Османгази», а затем была отменена постройка второй однотипной единицы, прошло двенадцать лет, прежде чем в 2006 г. тогдашний командующий ВМС Турции объявил о планах приобрести один универсальный десантный корабль (LPD) и два танкодесантных (LST). В мае 2008 г. подсекретариат оборонной промышленности открыл запрос предложений по постройке LST. Тендер выиграла верфь «Анадолу» (Anadolu Deniz İnşaat Kızakları Limited Şirketi, ADIK), с которой в январе 2010 г. были начаты переговоры по условиям контракта, а в июне следующего года этот контракт был заключен. По его условиям верфи необходимо было привлечь кредит на сумму 370 млн. евро, на что потребовалось два года.
"Байрактар" входит в порт Дуррес (Албания), 16 июля 2019 г.
В мае 2014 г. была осуществлена первая резка стали для головной единицы, названной «Байрактар». Первоначальные планы предусматривали его сдачу флоту через 34 месяца, в феврале 2017 г. Спуск на воду был осуществлен 3 октября 2015 г., а передача военно-морским силам в 14 апреля 2017 г. Впрочем, можно сказать что примерно в течение года он еще не достиг боевой готовности и находился в опытной эксплуатации (например, при передаче на нем еще не были установлены ЗАК Phalanx, которые были размещены на борту и интегрированы к концу 2018 г.).
Вторая единица в серии, получившая название «Санджактар», была спущена на воду 16 июля 2016 г. и передана ВМС Турции 7 апреля 2018 г. Имеются упоминания, что контрактом предусматривался опцион еще на две единицы, но он не был реализован.
Click to view
Спуск на воду "Санджактара", 16 июля 2016 г.
Интересно, что и «Байрактар» и «Санджактар» переводится на русский как «Знаменосец». Видимо тут есть какие-то нюансы османского языка и терминологии, без которых разницу между этими двумя словами не понять.
"Санджактар"
По данный интернет-сайта верфи «Анадолу» водоизмещение (вероятно - полное) кораблей составляет 7432 т, длина 138,75 м, ширина 19,60 м, осадка на корме 4,89 м, осадка на носу 1,75 м. Во время десантной операции осадка в носовой части корабля может регулироваться в зависимости от глубины моря в районе высадки. Имеется 10 палуб, два лифта, противоатомная защита, бронирование надстройки и мостика от пуль калибра 7,62-мм. Двигательная система состоит из четырех дизельных двигателей MTU мощностью по 3860 л.с., работающих на два гребных винта. Имеется также два носовых подруливающих устройства по 670 л.с. каждое. Максимальная скорость 19 уз., крейсерская - 15 уз. На этой скорости корабль может пройти 5000 морских миль. Автономность до 40 суток. Численность экипажа варьируется в разных публикациях от 129 до 206 человек.
"Байрактар" на учениях NUSRET-2018
Выполняя свое главное предназначение, корабль может брать на борт до 1200 т грузов. Десантовместимость составляет 360 морских пехотинцев (хотя есть и другие цифры, доходящие до 486, а всего на борту 566 коек), от 13 до 19 основных боевых танков на закрытой десантной палубе (площадь 1100 кв.м), до 24 боевых бронированных машин или 60 грузовиков на открытой десантной палубе (площадь 690 кв.м). Впрочем, все эти цифры могут варьироваться, в том числе за счет уменьшения запасов топлива и пресной воды. На закрытой десантной палубе имеется система в виде поворотного круга, позволяющая осуществлять разворот техники. Как и все турецкие десантные корабли, тип «Байрактар» может использоваться в качестве минного заградителя.
Фотографии открытой и закрытой десантной палуб "Байрактара", 11 мая 2018 г.
У судов есть кормовая аппарель, боковая аппарель, расположенная по левому борту, и большая 18-метровая носовая аппарель. Кормовая аппарель имеет два режима - для выгрузки техники и для постановки мин через два люка. Имеется два палубных 25-тонных крана, две жесткие надувные лодки (RHIB), четыре десантных катера (LCVP) грузоподъемностью 8 т или 40 десантников, а также три самоходных понтона (mexeflote). На учениях EFES-2018 все четыре LCVP были загружены и направлены к берегу в течение 15 минут. Грузоподъемность LCVP позволяет, например, взять на борт установленную на джипе систему ПВО Stinger (
ZIPKIN Kaideye Monteli Stinger Sistemi) для непосредственной ПВО десанта.
"Байрактар" на учениях по ликвидации последствий стихийных бедствий в г. Мерсин, 15 ноября 2019 г.
Кормовая аппарель "Байрактара"
Вертолетная площадка размером 36 х 20 м позволяет осуществлять взлет и посадку 15-тонного вертолета, в том числе CH-47F «Чинук» (правда, судя по всему, лишь с минимальной загрузкой). Ангар отсутствует.
Десантный катер LCVP на борту "Байрактара"
На кораблях установлена национальная БИУС GENESIS, подобная той, что используется на корветах типа «Ада», но, вероятно, она имеет несколько другую конфигурацию. Она способна отслеживать до 2500 целей, в автоматическом режиме сопровождать и расставлять по приоритетам 8 целей, а также назначать для поражения оружием самообороны корабля одновременно три цели. Помимо боевого информационного центра на основе GENESIS, имеется также отдельный центр управления, оборудованный гражданскими компьютерами на базе Microsoft, который в боевых действиях может использоваться для десантных или минно-заградительных операций, а в мирных целях может быть использован как центр управления спасательными операциями. Благодаря наличию БИУС с возможностью обмена информацией с другими кораблями и значительным внутренним объемам помещений, корабли типа «Байрактар» могут использоваться в качестве командно-штабных или флагманских.
На ходовом мостике "Байрактара"
Оружие самообороны состоит из двух одноствольных 40-мм АУ Leonardo 40L70 Fast Forty, двух ЗАК Mk 15 Phalanx Block 1B Baseline 2, а также двух дистанционно управляемых 12,7-мм пулеметов производства ASELSAN.
Имеющиеся на борту системы наблюдения и обнаружения включают в себя трехкоординатную РЛС SMART-S Mk 2, производимую ASELSAN по лицензии и получившую широкое распространение в ВМС Турции, навигационную РЛС с низкой вероятностью перехвата (LPI) ALPER турецкой разработки, две навигационные РЛС VisionMaster FT от Northrop Grumman Sperry Marine, систему РЭБ ARES-2N, инфракрасную станцию обзора (IRST) SASS производства Leonardo, две оптико-электронные системы наведения и наблюдения ASELFLIR-300D национального производства.
Для противодействия торпедам установлена британская система Sea Sentor от Ultra Electronics, а для постановки пассивных помех противокорабельным ракетам - распространенная британская Mk 36 SRBOC.
АУ Leonardo 40L70 Fast Forty, за ней видна мачта с системой РЭБ ARES-2N и антенной РЛС SMART-S Mk 2
Кроме всего прочего, следует отметить, что в Турции производились опыты по использованию РСЗО с управляемыми по лазерному лучу ракетами TRG-122 производства ROKETSAN с борта десантного корабля, которые могут быть использованы для огневой поддержки десанта.
РСЗО TRG-122 на шасси КамАЗ, как утверждается на борту "Байрактара"
На сегодняшний день «Байрактар» и «Санджактар» находятся в боевом составе ВМС Турции и активно используются в ходе различных учений, отрабатывая как десантные и минно-заградительные операции, так и операции по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
"Байрактар" в ходе учебной десантной операции, 8 сентября 2019 г.
"Санджактар" на базе турецких десантных кораблей в г. Фоча, 2018 г.