Попытки Турции обзавестись подводным флотом в Первой мировой войне

Sep 14, 2022 13:24

Я уже как-то касался темы турецкого подводного флота - писал про "потаенное судно" и про подлодки "Абдулхамид" и "Абдулмеджид". Теперь небольшое продолжение темы. После греко-турецкой войны 1897 г. Османская империя искала пути усиления своего флота. С соответствующей миссией в Англию был послан Рауф Орбай, который впоследствии станет известен как командир крейсера "Хамидие". После Англии он отправился в США, где его заинтересовали подводные лодки Холланда и Лейка, которые он предложил приобрести для обороны проливов, что, однако, так и не было сделано.

В 1910 г. с целью приобретения подводных лодок были направлены комиссии во Францию, Италию, Австрию и Германию, итогом чего стал заказ двух лодок во Франции в 1914 г. На них были даже назначены командиры, однако начало Первой мировой войны помешало претворению этих планов в жизнь.



Тем не менее турки все-таки заполучили французскую субмарину, хотя и совершенно другим способом. 19 октября 1915 г. французская подводная лодка "Тюркуаз" (Turquoise) прошла в Мраморное море. Она была замечена и обстреляна артиллерией, а также атакована миноносцем, но не получила повреждений. После бесплодного патрулирования, в ходе которого она выпустила две торпеды по паруснику, но промахнулась, "Тюркуаз" направилась обратно в базу. Однако проходя Дарданеллы она была вновь обнаружена и обстреляна артиллерией, на этот раз оказавшейся меткой - получила повреждения рубка и перископ. Находясь под огнем, лодка была вынуждена сдаться.




Турки назвали свой трофей "Мюстечип онбаши" (Müstecip Onbaşı), то есть капрал Мюстечип - в честь артиллериста, который так метко поразил ее на обратном пути из Мраморного моря. Лодка была укомплектована турецким экипажем и по некоторым сведениям даже выходила несколько раз в Мраморное море на испытания, сопровождаемая минным заградителем "Нусрет". Тем не менее до полноценного ввода в строй дело не дошло, и в итоге "Мюстечип онбаши" использовалась в качестве зарядной станции для аккумуляторных батарей немецких подводных лодок, а в 1919 г. была возвращена Франции.






Еще одна попытка обзавестись подводным флотом связана с немцами. В феврале 1915 г. в Германию для прохождения курсов подводников были командированы шесть турецких офицеров. Проходили они их размещаясь на спасательном судне "Вулкан". В начале 1917 г. пять офицеров вернулись на родину, а шестой отправился для продолжения стажировки в Гельголанд. Немцы обещали в 1917 г. передать Турции десять подводных лодок. В сентябре 1917 г. Германию посетила делегация во главе с морским министром Джемаль-пашой (входил в нее и Рауф Орбай). На Кильском судостроительном заводе они участвовали в церемонии нанесения на подводные лодки эмблемы со звездой и полумесяцем. Ранее, в марте 1917 г. на борту канонерской лодки "Айдын Рейс" были открыты курсы подводного плавания, во главе которых встали ранее прошедшие подготовку в Германии офицеры. Всего с марта по июнь было подготовлено пять выпусков офицеров-подводников, в сумме это было более тридцати человек. Однако Германия подводные лодки так и не передала, и очередная попытка обзавестись подводным флотом закончилась ничем.



Франция, Турция, Первая мировая, Германия, Флот, Военная история

Previous post Next post
Up