После окончания ремонта "Явуза" вопрос об организации полноценной верфи в Гёльджуке продолжал стоять на повестке дня, тем более что здесь же стали базироваться закупленные Турецкой Республикой новые корабли - сначала подводные лодки, затем эсминцы и торпедные катера. Процесс переноса оборудования верфи из Золотого Рога шел медленно и завершился только в октябре 1931 г. И в любом случае для организации современного технологического процесса требовалась помощь из заграницы. В 1931 г. с этой целью приезжал инженер компании "Пьё Франки" (вероятно речь о Société des Pieux Armés Frankignoul) и этой компании были выданы официальные разрешения для начала работ. В 1932 г. была подготовлена "Спецификация верфи Гёльджук", которой предусматривалось возможность строительства кораблей водоизмещением до 10 000 т, а в следующем году был подготовлен закон, принятый Великим национальным собранием Турции и вступивший в силу 14 мая 1933 г., которым утверждалась постройка в Гёльджуке верфи и военно-морской базы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/192538/192538_original.jpg)
Порт Гёльджук, 1933 г.
По какой-то причине контакты с французской фирмой были прерваны, и в 1934 г. был проведен тендер, который в мае выиграла нидерландская компания Nederladsche Maatshappij Voor Havenwerken, которая затем в течение двух лет подготовила подробный проект, включающий в себя 86 разделов, которые необходимо было выполнить для постройки современной верфи и порта.
Тем временем в Гёльджуке удалось реализовать первый судостроительный проект. Дело в том, что вступление в строй четырех эсминцев итальянской постройки потребовало наличия в составе флота танкера. Такого типа кораблей в нем раньше не было, и сначала обсуждалась покупка за рубежом, однако в итоге было принято решение о его постройке в Гёльджуке. Его проект был выполнен капитаном инженером Ата Нутку, отцом турецкого судостроения. Родившийся в 1904 г. в семье военного моряка, в 1923 г. он закончил военно-морскую академию в Хейбелиаде. В 1928 г. он участвовал в качестве стажировки в строительстве подводных лодок в Нидерландах, а затем, судя по всему, в строительстве эсминцев в Италии. Задание на проектирование танкера скорее всего поступило в 1931 г., а заложен он был 26 мая 1934 г.
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/193010/193010_original.jpg)
Схема танкера "Гёльджук"
Строительство столкнулось с косностью и неверием в успех ("он не поплывет", "он будет протекать", "он не разовьет заданную скорость" и т.д.), никто не хотел брать на себя ответственность за результат, однако через 17 месяцев, 1 ноября 1935 г. судно было спущено на воду. Никакой церемонии со множеством людей не было, из-за боязни, что что-то пойдет не так. И действительно, танкер, названный "Гёльджук" не сошел в воду сам, и его потребовалось толкнуть силами 50 рабочих. Тем не менее, все обернулось как нельзя удачно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/193086/193086_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/193504/193504_original.jpg)
Рисунок танкера, выполненный Ата Нутку, и вырезка из газеты о его спуске на воду
Танкер имел длину 58,60 м, ширину 9,40 м и осадку 3,70 м. Водоизмещение составило 1250 т, дедвейт 750 т. Имея 700-сильный дизельный двигатель скорость достигала 11,5 уз. Команда состояла из 29 человек. Танкер был зачислен в состав ВМС и служил где-то до 1960-х гг. Начало было положено. При его постройке Ата Нутку внедрял европейскую рабочую систему, немедленно увольнял неспособных рабочих, а также вынужден был противостоять воровству начальников, которые привыкли при строительстве закладывать в стоимость "кое-что еще", за что был нелюбим начальством. В дальнейшем этот инженер построил еще десять кораблей и судов, а также плавучий док, затем в 1943 г. стал преподавателем, основал кораблестроительный институт и лабораторию испытания моделей кораблей со 100-метровым бассейном, получившую впоследствии его имя.
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/193701/193701_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/193957/193957_original.jpg)
Танкер "Гёльджук"
Дальнейшее же строительство верфи развивалось медленными темпами из-за нехватки финансирования. Из 86 разделов проекта, подготовленного фирмой из Нидерландов, выполнить удалось только 13. Еще на 13 был объявлен тендер, на который для снижения цены помимо голландцев пригласили ряд французских и немецких организаций. Выиграл его в итоге конгломерат из пяти немецких фирм, объединившихся все с той же Nederladsche Maatshappij Voor Havenwerken. Затем были долгие переговоры, которые закончились подписанием контракта, но произошло это уже в 1939 г. По плану начало работ приходилось на август этого года, но немцы так и не приступили к ним. Еще через год, в августе 1940 г. работы по-прежнему не начались, а турецкая сторона констатировала, что победители тендера до сих пор не заключили договор займа на финансирование строительства. В итоге в 1941 г. было принято решение расторгнуть договор и продолжить работы силами турецких строителей, а необходимые материалы и оборудование закупить в Англии.
В этот период на верфи произошло еще одно важное событие - впервые был построен боевой корабль. Он может считаться первым боевым кораблем, разработанным и построенным Турецкой Республикой (ранее я ошибочно считал таковым фрегат
"Берк"). Это был минный заградитель "Атак". Пишется, что его проект был основан на основе корпуса буксира. Заложен он был скорее всего в 1937 г., а спущен на воду 26 марта 1938 г. При водоизмещении ок. 500 т и длине 44 м, он имел мощность двигателя 1025 л.с., скорость до 13 уз и мог брать на борт 40 мин. Следует также отметить, что в Стамбуле, под контролем немецких инженеров, в том же 1938 г. были спущены на воду две построенные по немецкому проекту подводные лодки "Aтылай" и "Йылдырай", но это скорее тема для отдельного рассказа.
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/194169/194169_original.jpg)
Единственная известная фотография минного заградителя "Атак"
На ниве же строительства инфраструктуры верфи и порта ничего хорошего не происходило. В 1942 г. был проведен новый тендер, тем более что проект 1936 г. уже морально устарел. У ранее готовившей проект нидерландской фирмы запросили поддержку, она подготовила анализ существующей ситуации. Был определен бюджет 17 783 788 турецких лир, который должен был быть разделен на части для финансирования строительства до 1948 г. На поставку материалов был подписан контракт с английской фирмой "Бресет" (Breset), однако из-за продолжавшейся войны в практическом плане было сделано мало - известно только, что началось строительства ряда цехов для обеспечивающих судостроение производств. В 1946 г. корпуса заводов по-прежнему стояли пустыми. С 1947 г. поддержку строительства стали оказывать США, после чего, наконец, прогресс стал более заметен. В 1952 г. произошло открытие причалов военно-морской базы Гёльджук", а в следующем, 1953 г., строительство инфраструктуры можно было считать выполненным на 90%. Строительство судов стало понемногу набирать обороты. Примерно с этого времени Гёльджук можно было окончательно считать как действительно главной военно-морской базой Турции, так и главной ее судостроительной верфью.