В комментариях к записи о
турецких фрегатах возник вопрос о том, что это был за инцидент с попаданием зенитных ракет в турецкий эсминец "Муавенет", поэтому решил описать немного подробнее.
Эсминец-минный заградитель "Муавенет"
В октябре 1992 г. в Эгейском море проходили учения НАТО Display Definition. По их сценарию друг другу противостояли две группировки - "коричневая", в которую входил американский авианосец "Саратога" и "зеленая", в составе которой был турецкий эсминец-минный заградитель "Муавенет". Последний - это бывший американский "Гвин", относившийся к типу "Роберт Х. Смит", вступивший в строй ВМС США еще в сентябре 1944 г. и успевший поучаствовать во Второй мировой и Корейской войне. В августе 1971 г. его передали ВМС Турции.
Авианосец "Саратога", 1993 г.
"Коричневые" силы должны были зайти в Саросский залив для проведения десантной операции, "зеленые", в свою очередь, должны были помешать им это сделать. В ночь с 1 на 2 октября 1992 г. "Муавенет" находился в составе корабельной группы и шел курсом 341° со скоростью 18 уз. В это время на "Саратоге", находившейся по разным данным в 5,5-6,5 км справа по борту от эсминца, решили провести провести учения, разбудили моряков соответствующей боевой части и поставили перед ними задачу произвести учебные пуски из ЗРК "Си Спэрроу" по надводной цели.
Маневренный планшет авианосца "Саратога" по состоянию на 22:00 1 октября 1992 г.
При выполнении поставленной задачи произошла путаница. Дававшие команды офицеры боевого информационного центра использовали терминологию, которая ввела в заблуждение расчет ЗРК, в результате чего они посчитали, что необходимо произвести реальный пуск, а не условный. Впоследствии в ВМС США было проведено
расследование на эту тему, и там все подробно расписано. По итогу расследования были выданы рекомендации по недопущению подобных случаев в будущем, а участников инциденца было решено не привлекать к дисциплинарной или административной ответственности. В личных беседах с командующим ВМС Турции американцы объясняли это тем, что если отправить виновников под суд, то это приведет к сковыванию инициативы и замедлению реакции, что в случае реальных угроз приведет к непоправимым последствиям.
ЗРК "Си Спэрроу" на борту авианосца "Саратога"
Напомню, что в комплексе "Си Спэрроу" ВМС США используются зенитные ракеты RIM-7, созданные на базе ракеты "воздух-воздух" AIM-7 "Спэрроу". Модификация ракеты могла быть RIM-7H или RIM-7M. У них полуактивная радиолокационная ГСН, осколочно-фугасная боевая часть WAU-17 массой 38,6 кг, взрыватель двойного назначения (контактный/неконтактный) и дальность стрельбы ок. 26 км.
Для того, чтобы ракеты попали в цель, последняя должна непрерывно освещаться РЛС целеуказания, по отраженному сигналу которой от цели и наводится полуактивная ГСН ракеты. Получается, что в ходе инцидента РЛС наведения "Саратоги" непрерывно освещала "Муавенет" от момента пуска и до момента попадания. Не знаю точно, в порядке ли это вещей на учениях, но освещение при встрече в море одним кораблем другого с помощью РЛС управления огнем квалифицируется как враждебное действие.
Запуск ракеты RIM-7 с авианосца "Джон Ф. Кеннеди"
Были выпущены две ракеты. Турецкие моряки заметили пуск, однако прежде чем они смогли осознать угрозу, обе ракеты достигли эсминца. Первая попала в переднюю часть мостика корабля и практически уничтожила его. Находившиеся там командир корабля, вахтенный офицер и два наблюдателя погибли. Вторая ракета взорвалась в воздухе, без контакта с корпусом корабля. Осколками была повреждена антенна РЛС обнаружения воздушных целей, сигнальный мостик, орудийная башня на позиции "Б", ряд кают и внутренних помещений корабля. Начался пожар, в том числе в районе боеукладки бомбомета "Хеджехог". Однако несмотря на гибель командира и всей вахты моряки быстро сориентировались, выбросили боеприпасы бомбомета и артиллерийских орудий за борт и в течение 10 минут потушили пожар. Всего погибло пять и было ранено пятнадцать человек.
Повреждения мостика крупным планом
Поскольку корабельная радиостанция была уничтожена, с помощью портативных радиостанций на другой турецкий эсминец - "Киликалипаша" был подан сигнал бедствия. Он взял "Муавенет" на буксир и привел его в ВМБ Гёльджук. Из-за серьезных повреждений и возраста корабля восстанавливать его не стали.
Общий вид повреждений
Сразу после инцидента США выплатили компенсации семьям трех погибших и одного раненого. С остальными договориться не удалось, и они попробовали обратиться в американский суд для взыскания компенсаций. Однако
решением апелляционного суда 11-го округа в рассмотрении этого дела было отказано. Суд посчитал, что оно представляет собой политический вопрос, не подлежащий рассмотрению в судебном порядке, поскольку для этого потребуется, чтобы суд вмешался в принятие военных и внешнеполитических решений, что не позволяет делать Конституция США.
К слову, вся эта история создала в Турции почву для "теорий заговора". Вопрос зачем это нужно было США повисает в воздухе. Интересно, что если с компенсациями для моряков и их семей так сказать не сложилось, то на межгосударственном уровне американцы быстро загладили свою вину, передав Турции в течение года восемь фрегатов типа "Нокс", один из которых получил название "Муавенет".