Волгоград (16.05.2018 - 19.05.2018)

Oct 24, 2020 08:58

В том году у нас получилось взять билеты на матч Чемпионата мира по футболу-2018 в Сочи, поэтому в июне мы запланировали недельную поездку туда. Но буквально за месяц до этого мне пришла рассылка от "Победы" о распродаже билетов, и мы практически без раздумий решили полететь в Волгоград. Очень давно хотел туда съездить, а тут 499 рублей билеты - грех не согласиться. Вообще, надо сказать, с появлением "Победы" я практически перестал летать другими авиакомпаниями. Цена решает. Да, народ периодически ругается на ограничения по ручной клади, но эти ограничения простые и понятные, нужно просто ознакомиться с ними перед полетом, и не придется потом злиться и доплачивать. Я в итоге просто пришел к определенному размеру рюкзака, который без сомнений беру с собой, зная, что как его ни заполни, он точно пройдет в калибратор. Да и стоимость багажа, вообще-то у "Победы" небольшая, поэтому когда летим семьей просто берем одно 10-кг багажное место под сумку с колесиками.

Одной из достопримечательностей Волгограда, которую мы хотели посмотреть, был, конечно, метротрам - единственный в России и один из двух на территории бывшего СССР (второй - в Кривом Роге). Вернее будет сказать, что это  линия скоростного, обособленного трамвая (хотя именно по скорости он вряд ли сильно быстрее обычного трамвая, по крайней мере так показалось), частично проходящая под землей - из 22 станций подземными являются пять, а еще одна расположена на крытой эстакаде. Поскольку поселились мы недалеко от станции "Площадь Ленина", поэтому на метротраме ездили часто. На фото как раз эта станция, а на ней вагоны 71-623-03 - самые новые из подвижного состава.







Но вообще на тот момент большинство вагонов - это Татра Т3. На фото - это мы на конечной станции Тракторный завод (даже наземные остановки именуются на метротраме станциями).



А это тоже конечная станция на южном конце линии - Ельшанка, одна из трех, открытыв в российские времена (в 2011 году).



Тоже открытая в 2011 году "Профсоюзная". Она находится на глубине 14 метров и является самой глубокой станцией в Волгограде. Интересно, что все подземные станции построены "с запасом", их возможно в будущем использовать для движения поездов метро. Запас есть в том числе и по длине платформ, лишняя часть в данном случае просто перегорожена.





Интересная станция "Пионерская", расположенная на эстакаде.  На ней мне в кадр попал трехсекционный ЛВС-2009 (71-154) - трамвай производства ныне не существующего питерского завода, разработанный специально для Волгограда.



Недалеко от "Пионерской" расположена Детская железная дорога, куда мы пошли накатавшись на метротраме. Сын был в восторге, что от того, что от другого. На фото основная станция ДЖД - Чекистов.



В депо стоят вагоны ПВ40 и Pafawag.



Но катают на довольно новых ВП750.



Я в детстве на ДЖД никогда не катался, и даже не знал об их существовании. Восполняю проблел только сейчас - хоть и с опозданием, но все равно получаю удовольствие.



Вид из вагона на Волгу. Вообще изначально ДЖД целиком проходила вдоль берега Волги - ее построили в 1948 году, причем колея ее была не 750 мм как сейчас, а 600 мм (то есть почти в 3 раза уже нашей стандартной колеи!), это немецкая колея. Составы водил немецкий паровоз HF 110C, а длина дороги составляла 3,15 км. Но в 1978 году эту дорогу разобрали и построили уже в другом месте, там, где она находится сейчас.



Длина нынешней дороги стала значительно меньше, всего 1,2 км. Честно говоря этого маловато. Мы сначала хотели выйти на конечной станции "Гаситель" и пойти по набережной гулять дальше, но не накатались, и поехали на поезде обратно.

image Click to view



Конечная станция "Гаситель" названа по имени катера, памятник которому установлен рядом с ней. Это катер еще царской постройки, который в ходе Сталинградской битвы занимался подвозом снажения и тушением пожаров и от полученных повреждений затонул. А после войны его подняли, отреставрировали и установили на постамент в 1977 году.



Рядом с главной станцией ДЖД - сквер Чекистов. В нем такие вот памятники. Первый - в честь воинов 10-й стрелковой дивизии войск НКВД, первой встретившей врага непосредственно в Сталинграде. Она обороняла город с августа и по октябрь, после чего была переправлена на правый берег Волги. От дивизии на тот момент осталось чуть больше 200 человек.



А это памятник собакам - истребителям танков. Такие собаки состояли на вооружении с 1935 года и применялись в Отечественную войну. Сложно сказать насколько эффективно в целом, но успешные примеры отражены в том числе и у немецких авторов. В Сталинграде применялись два отряда собак-истребителей танков - 28-й и 23-й.



Ресторан "Маяк" недалеко от Речного вокзала.



Сам речной вокзал со стороны реки. Он какой-то наполовину отремонтированный и модернизированный был, к Чемпионату мира закончить наверное так и не успели. Отсюда мы отправились на прогулку по Волге.



Фотографии с теплохода.





Выглядит парадно.



По центру кругленькое здание - диорама "Сталинградская битва".



"Родина мать зовёт" и новенький, построенный к Чемпионату мира стадион на 45 000 зрителей. Тоже непонятно, что с ним будет после ЧМ. Раньше в городе был популярный клуб "Ротор", но сейчас они играет очень так себе... Видимо первое время будет на федеральных дотациях. Я помню мне как-то в администрации одного подмосковного города жаловались, что из федерального бюджета когда выделяются деньги на какой-то физкультурный комплекс, то после его постройки он передается на содержание местной администрации, а у той в бюджете нет на это денег и содержание превращается в головную боль. А тут целый здоровенный стадион.



Удивительно, но даже после Сталинградской битвы в городе сохранились дореволюционные и довоенные дома. Я вообще хотел съездить в Старую Сарепту - район немцев-колонистов, селившихся там со времен Екатерины II, но не хватило времени. Единственное старинное здание, которое посмотрели целенаправленно - это особняк купцов Рысиных 1903 года постройки. После того, как город был заново застроен после войны, некоторые старые дома попали внутрь новых кварталов. В частности этот дом стоит внутри так называемого дома "Современник", и с улицы его увидеть невозможно. Мое фото как-то не вышло, поэтому ниже чужая хорошая фотография.





Пара деталей. Вот такая сеть магазинов есть в городе. Явная аллюзия на "Пятерочку".



А вот еще такая интересная штука в подъезде дома. Я так понял это советский дверной кодовый замок.



А вечером мы пошли на Мамаев курган.



Вид на "Арену Волгоград". Сейчас почему-то модно стало называть стадионы аренами. Название скучное, надо было его назвать "Арена Сталинград".



Про Мамаев курган слышал разные, диаметрально противоположные мнения. Но я был уверен, что мне понравится, и так оно и произошло. Крутейшее место России, в котором обязательно надо побывать.



Да, может быть кому-то не нравится архитектурный стиль, в котором здесь все выполнено. Наверное, он действительно специфичный. Но это именно архитектура, и это именно целостный ансамбль. И на мой взгляд он здесь уместен.







Вечный огонь здесь самый сильный по ощущениям, который только может быть.



image Click to view


Вечером еще, конечно, шикарная подсветка.



Скульптура "Скорбящая мать".



Ну и, собственно главная составляющая ансамбля - 85-метровая "Родина-мать зовёт!" Наверное самая сильная скульптура в честь военных событий. Она, конечно, впечатляет. Особенно когда ты стоишь у самого подножия и понимаешь, что размером не больше ее мизинца. Это одно из тех мест в России, которые я назвал бы обязательными к посещению.







image Click to view


На следующий день вдруг захотелось открыть купальный сезон. Погода была хорошая и решили окунуться в Волгу. Понятно, что чисто для галочки, но вот именно отметиться и захотелось. Доехали на самый север города, до конечной скоростного трамвая, а оттуда еще на какой-то маршрутке и вышли к Волге в вот таком месте.



Можно было бы и в самом городе искупаться, но хотелось выйти на Волгу в каком-нибудь очень широком месте, поэтому мы и поехали на север, выше Волжской ГЭС, там где-то километров 7 ширина. Красиво, но в плане захода в воду оказалось неудобно - много камней. Да и водичка все-таки еще холодная была. Но все-таки миссию выполнил и окунулся с головой.





Отобедали судаком и офигенными котлетами из щуки в кафе "Семь пятниц" на окраине города, недалеко от ГЭС.




А затем вернулись к Волгоградскому тракторному заводу. До переименования в 1961 году это был знаменитый Сталинградский тракторный - машиностроительный гигант, особенно известный тем, что во время Сталинградской битвы бои шли прямо на территории завода. Сейчас завод фактически уничтожен крепкими хозяйственниками 2000-х - деиндустриализация страны продолжается. То, что на фото - проходная и памятник, чуть ли не единственное, что от него осталось по состоянию на сегодняшний день...



Волгоградский мост, строившийся с 1996 по 2011 год, и ставший известным на всю страну как "танцующий мост" из-за сильных вертикальных колебаний, выявившихся после открытия движения, которые пришлось устранять установкой специальных демпферов, закупленных в Германии.



Вечером в панораму уже не успели, поэтому просто посмотрели железнодорожную технику, установленную рядом с ней, и погуляли по городу.







На набережной в ее верхней части ничего особо нет, просто дорожки и скамейки. Но зато огромное количество зелени, из-за чего гулять там очень приятно. Правда, в это время года там фантастическое количество комаров. Пока я наводил фотоаппарат и прицеливался, меня успевали несколько раз укусить в пальцы рук, не говоря уж об остальных частях тела.





Памятник Чуйкову, заслуги которого в обороне Сталинграда трудно переоценить. Перед смертью он попросил похоронить его на Мамаевом кургане, что и было сделано.



Мемориал в память погибших в бомбардировках Сталинграда. Как известно, самая крупная из них произошла 23 августа 1942 года, после которой город перестал существовать. Наверное с тем, как пострадал от боевых действий Сталинград (именно как город) можно сравнить только Севастополь и Минск.



Поднимаемся с набережной на Аллею героев. Вообще мне нравится, как тут улицы называются в память об обороне города - например Набережная 62-й армии, или улица 13-й гвардейской дивизии, то есть в память соединений, отличившихся именно здесь.





Ночной город в центре.







Знаменитый дом Павлова. Сам дом был восстановлен после войны, но к нему пристроили мемориалную стену-памятник.



Гм... Странный балкончик.



А вот мельницу Гергардта решили не восстанавливать, и правильно. Эти руины хорошо показывают, как выглядел город в то время и в каких условиях приходилось сражаться.





В Википедии написано, что это было одно из первых в тогда еще Царицыне зданий, построенное (в 1900 году) на основе железобетонного каркаса. Возможно именно эта технология позволила зданию выстоять во время боев. Мельница вместе с домом Павлова и домом Заболотного (последний в итоге был разрушен немецкой артиллерией) были важным узлом обороны, названный "Пензенским" (по названию улицы Пензенская). Отсюда оставалось 340 метров до берега Волги и, по сути, до полного захвата города. Но с этого рубежа советские солдаты не сдвинулись уже ни на миллиметр.









Здание панорамы смотрится на фоне мельницы Гергардта как внезапно приземлившаяся летающая тарелка.





Рядом с панормой выставка военной техники.



В том числе трофейной.



А еще тут есть копия знаменитого фонтана "Бармалей" (или "Танцующие дети"). Интересно, что это был типовой советский фонтан, устанавливашийся во многих городах (но нигде не сохранившийся). Благодяря знаменитым фотографиям он стал символом ужасов войны.





Внутри панорамы музей, выполненный в очень мрачных тонах. Как мне кажется - вполне уместных. Есть макет разрушенного города, на который проецируется пожары, бомбардировки, линия фронта и направления ударов. Мне все понравилось.









Есть несколько небольших диорам, посвященной знаменитым эпизодам битвы. Например переправа бойцов 13-й гвардейской стрелковой дивизии через Волгу, или захват аэродрома в Тацинской 24-м танковым корпусом.





Ну и основное полотно. По стилю изображения это совершенно другое, нежели панормамы Рубо. Не могу сказать хуже, или лучше - просто другое. Очевидно, что детальности тут уделялось меньшее внимание, но это вовсе не портит картину.







Естественно, как и любая панорама, это не точное изображение какого-то эпизода, а собирательный образ в данном случае многомесячной битвы. Тут и масштабное сражение, и подвиги отдельных людей (например ниже подвиг Паникахи), и командный пункт Чуйкова на Мамаевом кургане, и просто придуманные напряженные эпизоды.







Ну и в конце-концов победа и колонны бредущих пленных немцев. Ну бессмысленно делать полный обзор - тут лучше один раз увидеть живьем, чем сто раз на фоточках. Вообще, кстати, у нас в стране всего пять панорамных картин. Это, понятно, Бородинское сражение, Оборона Севастополя, Сталинградская битва, а также Волочаевская битва (это разгром "белогвардейцев" на Дальнем востоке в 1922 году) в Хабаровске и Панорама Транссибирской железной дороги. Последняя вроде бы в Питере на Витебском вокзале, но я был там, и что-то не припомню, чтобы видел ее.


Кроме выставки техники у самого здания панорамы, можно спуститься вниз к воде. Там стоит памятник Волжской военной флотилии, обеспечивавшей судоходство по реке, а также снабжавшей и поддерживавшей войска в Сталинграде. На постаменте бронекатер БК-13 проекта 1125, прошедший по рекам от Сталинграда до Берлина, оснащенный башней от Т-34 с 76-мм пушкой и пушеметом ДШК. Такие бронекатера, и бронекатера побольше - проекта 1124, были единственными военными судами специальной постройки в Волжской флотилии. Остальные были мобилизованными граждаскими судами.



Вот пожалуй и все. Очень доволен, что наконец побывал в этом знаковом для России, да может и для всей мировой истории, городе. Есть такое выражение "место силы" (не очень люблю его, попахивает какой-то антинаучной бредятиной). Но если уж такие места действительно существуют, то для меня это такие города как Севастополь и Волгоград, где наш народ показал чудеса героизма и стойкости.

Волгоград, Путешествия, Россия

Previous post Next post
Up