Барнаул (19.09.2017)

May 24, 2020 17:13

В Барнауле я был в 2010 году, причем туда я ехал на поезде. А теперь у меня образовалась командировка туда для участия в заседании Арбитражного суда Алтайского края. Лететь решио одним днем - ночью из Москвы туда, чтобы ранним утром прилететь, а вечером обратно. Утомительно, но заседание было несложным, а терять лишний день было некогда. Свой фотоаппарат не брал (он у меня большой), фото делал на Xiami Redmi 4A. Качество, конечно, не супер, но приемлемо. На фото ниже - самолет-памятник Ан-2 в аэропорту Барнаула.





Когда я добрался до города, сразу же пошел на Обь. Помню, я в прошлый раз вышел на ее берег где-то в районе частного сектора: было очень красиво, но помню ещё какая там ужасная помойка была устроена гражданами на обрыве у реки. В этот раз реку смотреть пошел в Нагорный парк, там помойки быть не должно было. Как следует из его названия, расположен он на горе, на которую ведет вот такая лестница.



На каждом промежутке лестницы установлен стенд, рассказывающий про историю города и стенд про историю парка.








На горе несколько памятников, церковь и отличные виды на Обь. В прошлый раз я видел её скованную льдом. Река, конечно, красивейшая.





Вид на Новый мост. Его ввели в эксплуатацию до 1997 года. Длина составляет 940 метров.



И вид на город.



Мало-Тобольская улица, одна из самых старых в городе. Известна как торговая улица с 1748 года. Первые улицы отражали географические на­звания тех мест, откуда прибыли их жители, отсюда и название. Вообще город ведет отсчет своей истории с 1730 года, когда Акинфий Демидов перевел в этим места 200 крестьян для закладки сереброплавильного завода. Видимо поселение развивалось довольно активно, так как то ли в 1748, то ли в 1749 году сюда переехала канцелярия горного округа. Этот термин мне не совсем понятен (по википедии я не разобрался), и как назывался этот округ я тоже не очень понял, но наверное это имеется в виду администрация некоего объединения различных добывающих и металлургических предприятий. Интересно, что изначально канцелярия была в Колывани. Может быть она и была бы столицей Алтайского края, если бы канцелярия не уехала оттуда. Но в итоге сложилось как сложилось - Барнаул главный город Алтая с 600 000 тыс. населения, а Колывань - село с тысячью жителей.



Улицу недавно сделали пешеходной, но обустройство как-то совсем не впечатляет, скучновато. Более того, местами и отделка зданий весьма странная - какой-то нелепый сайдинг например.



Озеленения ну совсем не хватает.



Здание городской Думы, построенное в 1914-1916 гг. Сейчас в нем находится музей "Город".



Соседняя улица Льва Толстого мне так даже больше понравилась, чем Мало-Тобольская. Слева на фото - торговый дом Смирнова начала XX века.



Наполовину деревянный дом 1915 года постройки с той же улицы. Вообще в Барнауле сохранилось (пока ещё) некотрое количество деревянных домов, некоторые из которых очень красивые. Ниже будет несколько фотографий таких домов.



На площади Свободы находится классная трамвайная остановка - прямо маленький вокзал. Отсюда был в 1948 году запущен барнаульский трамвай, но вот когда построено здание остановки - не нашел.







Маршрутная сеть трамваев довольно развитая - 9 маршрутов и 125 км путей (больше, чем в Казани). В принципе на трамвае можно доехать в любую часть города. Ходят в основном разные "Татры" и один ЛВС-2005.



Пути в основном обособлены от автомобильных дорог - идут или по выделенному пространству в центре дорог или сбоку.



Местами трамвайные пути напоминают железную дорогу. Вот например пути уходят по улице Анатолия, на которой нет асфальтированной автодороги. Анатолий - это подпольная кличка М.И. Ворожцова, революционера и командира дивизии в Гражданскую войну.



Я прокатился по этой ветке до конечной. Очень необычно, когда трамвай идет через частный сектор, вдоль улиц с одноэтажными домами.



image Click to view



Конечная остановка "Депо № 1".



Ещё из дореволюционной застройки.



А это здание было построено купцом Морозовым в 1909 году, но в 1925 - 1928 гг. было реконструировано под нужды банка с добавлением железобетонной лестницы и перекрытий, а также куполов.



А вот пошли прекрасные образцы барнаульского деревянного строительства. Это жилой дом по ул. Пушкина, 45, построенный в 1915 году.





Аптека Э.Ф. Крюгера (ул. Пушкина, 64), начало XX века. Прекрасная резьба, но отвратительное состояние... Очень жаль, если здание не сохранят.



К сожалению, подход сейчас такой - пусть оно разрушится или сгорит, а мы новое такое же построим. Только вот как-то никто не думает о том, что у нового никакой культурной ценности не будет... Вот, кстати, пример подхода - здание Казенной женской гимназии, которое сгорело в 2011 году, а потом было выстроено заново.



Здание Горной аптеки 1793 - 1794 гг. Недавно отреставрировано.



Здание Канцелярии Колывано-Воскресенских заводов, одно из самых старых зданий Барнаула. Скорее всего изначально было построено в начале второй половины XVIII века и потом многократно перестраивалось. Здесь работал русский изобретатель И.И. Ползунов, наиболее известный тем, что в 1764 - 1875 годах построил в Барнауле первую в России паровую машину. Жаль, но изобретатель умер за неделю до ее испытаний. Машина же проработала три месяца и сломалась: не выдержал котёл, сделанный из слишком тонкого металла (Ползунов предупреждал, что он годен только для опытных работ). Изготовление более прочного котла легко окупилось бы. За 1023 часа полезной работы машины Ползунова с её помощью выплавили более 14 пудов серебра, что не только поностью окупило постройку и обслуживание машины, но дало 11 тысяч рублей прибыли. Однако машину восстанавливать не стали. В очередной раз убеждаюсь, что всё у нас держится на энтузиастах.



Памятник переселенцам на Алтай.



Пересечение проспектов Ленина, Строителей и Советской улицы. Виден т.н. "Дом под шпилем" 1953 - 1956 гг. постройки, одна из последних, или даже последняя из построенных в Барнауле "сталинок".



Проспект Ленина.



Современная сомнительного качества архитектура на Красноармейском проспекте.



Хотя вот эти здания интересные.



Очень странный дизайн, но все-таки примечательный.



Вот еще из современных высоких домов.



Тот же Красноармейский проспект.



Снова к деревяшкам. Их на проспекте как-минимум несколько штук. Вообще у меня времени особо не было, поэтому фотографировал то, что попадалось, и, наверняка, есть ещё интересные здания. Вот жилой дом 1912 года.



Вот прекрасный образец - здание купеческого особняка начала XX века. Интересно, что он располагался на другом месте, а в 90-х годах было целиком перенесено на Красноармейский проспект.





Ну а это наверное самое известное деревянное здание Барнаула - дом купцов Шадриных, тоже начала XX века. Тогда был на реконструкции. Ну хоть что-то сохраняется.



Еще классный образец - Гимназия Будкевич, 1904 - 1905 гг., второй этаж надстроен в 1912 году. Состояние, правда, не супер.







А вот этот дом не помню где сфотографировал. Очень необычный для этих мест, мне кажется в нем есть что-то немецкое, он органично смотрелся бы в Калининграде.



А вот еще немного немецкого - местные пассажиры ездят на "Мерседесах".



Ну вот, собственно, все что успел за один день. В очередной раз толком ничего не успел, но очень понравились остатки деревянного строительства начала XX века и трамвайная система.

Путешествия, Барнаул, Россия

Previous post Next post
Up