Исправления и дополнения к книге "Советско-турецкое военно-морское сотрудничество в 1920-1923 гг."

Dec 31, 2024 12:23

Для меня главным творческим итогом года стал выход книги "Советско-турецкое военно-морское сотрудничество в 1920-1923 гг.". В конце года решил собрать в одном посте накопившиеся небольшие дополнения и исправления к ней:






1) Один из любителей военно-морской истории поделился более подробными данными на турецкий пароход "Шахин", который я сам найти не смог:

«ШАХИН».
(1881 / 06.1881 / 16.07.1881. John Readhead & Co.South Shields. Великобритания.стр. № 171).
709 брт. / 400 нрт. 60,9 - 8,42 - 4,56 м. (200,3 - 27,7 - 15 фут.). 1 НДР 80 н.л.с. 9 узл.
Бывший английский железный одновинтовой однопалубный двухмачтовый грузовой пароход «LADY MOSTYN». Хозяева англ.«R.Lewis & Co.». Liverpool. Рег. № 84123. Ходил в водах Зап.Европы. С 1887 г. хозяин J.Herbert Lewis. Liverpool. С 1892 г. владели «Lewis & Co.». 1900 г. продан «Lady Mostyn S.S.Co.Ltd.» (J.Edwards & Co.). Liverpool. 1907 г. как греч. «OLGA» купили Petzalis & Dounias.Spetzai и ушёл на работу в греч. воды. 1912 г. стал рум. «CALAFAT». Хозяева те же, приписка рум. Brailа. В ходе 1-й Балканской войны, 22.12.1912 г. в рейсе у греч. о. Имроз в Эгейском море с рум.п / х.«ЕLENА» остановлен на осмотр тур. эсм. «МUAVENT-I MILLIYE». Затем идут дальше. В ходе 1 МВ, к 12.1915 г. был в тур.  водах. 02.1916 г. с тем же именем купил турок Debreli Fuad Bay. Приписка Istamboul. Был на военных и хоз. перевозках в тур. водах Чёрного и Мраморного морей. С 08.1916 г. у него как «ZAMBRAK». 25.03.1917 г. в рейсе Istamboul - Zonguldak с грузом боеприпасов и бензина у Аgva подрыв на рус. мине и выброшен на берег (убито 10 моряков). 28.03.1917 г. снят тур. спасателями и уведен в Стамбул на ремонт. Окончив, в 1918 г. как «ANKARA» купил Ibranosyan Kumpaanyasi Istamboul. После выхода Турции из 1 МВ,в 1919-1920 гг. каботаж в тур. водах. К 09.1920 г. как «SAHIN». Хозяин тот же. К сер. 09.1920 г. заход в Sаmsun. Из-за угрозы захвата англо-франц.кораблями, 16.09 уход в море. 18.09 заход в Новороссийск. Подняв красн. флаг, подарен РСФСР властями Турецк. республики (кемалисты). После малого ремонта, к сер.10.1920 г. сдан как тр. «ШАХИН» в плав.средства Новороссийского воен. порта МСЧМ. 27.10.стал «ШАМИЛЬ» (имя реально не использовали). В 22.00  09.11.1920 г. взяв десантников из 9 Армии РККА с букс. «РИОН» и кат.-истребителем МИ-17 ушли из Новороссийска к Феодосии для высадки десанта. В море шторм и от ударов волн стал тонуть «РИОН» - с трудом снял его людей (погиб 1 чел.) и буксир утонул. Сам ушёл в Новороссийск, где зимует. По «Списку судов флота на 1921 г.» в 3 отряде прибрежной обороны (вост. сектор) ЧФ. 11.04.1921 г. сдан Турции как «SAHIN» и идёт в Синоп, где как тр. в «Анатолийском флоте» кемалистов. Вскоре с другими судами увёз из Трабзона в Инеболу 3-ю Кавказскую дивизию. Летом-осенью 1921 г. возил нефть из Батуми в тур. порты Анатолии. 08.1922 г. завёз из Новороссийска в Трабзон 29 самолетов,купленных в Германии турками. 25.10.1922 г.заход в Амасра. 25.10.1923 г.в шторм разбился и утонул у тур. Амасра на Чёрном море.
2) Сколько не вычитывал текст, всё равно опечатки прокрались. Самая неприятная - в таблицу походов советских ПЛ в Турцию (стр. 75). Там маршрут похода № 6 ошибочно указан как "Севастополь - Самсун - Инеболу", тогда как правильно: "Севастополь - Синоп - Инеболу".

3) На стр. 49 в подписи к фотографии указано "В 1922 г. был вооружен 47-мм орудием и в октябре этого года захватил в Черном море турецкий пароход "Урания", тогда как правильно "<...> греческий пароход "Урания".

4) На стр. 54 в подписи к фотографии указано "Впоследствии участвовала в Великой Отечественной войне, потопила немецкую большую десантную баржу". Разумеется, правильно "<...> быстроходную десантную баржу".

5) На счет номеров, присвоенных турецким канонерским лодкам. Как известно, "Айдын Рейс" в красном флоте получила название "Луч востока", а "Превеза" - "Восставший". А затем им присловили цифровые наименования. И тут встречается непонятка. Есть документы, где они названы соответственно № 1 и № 2, а есть, где они названы № 12 и № 13. Возможно эти цифровые наименования присваивались им последовательно (примерно в январе и марте 1921 г.). Точно сказать сложно, приказов о переименовании я не видел.

6) К сожалению так и не установил, что же за две пушки передали туркам по линии Морведа после марта 1922 г. (точная дата тоже неизвестна). Про три 152-мм "Канэ" разобрался полностью, а вот про эти две так и не понял. В книге написал предположение, что это были 6‑дюймовые пушки
в 190 пудов, или 152‑мм осадные пушки обр. 1910 г. разработки фирмы «Шнайдер». Оба предположения очень зыбкие, а второе, видимо, отметается теперь.

К слову, если кто-то ещё хочет купить эту книгу, то сейчас на сайте издательства новогодние скидки, и цена всего 617 рублей (ссылка). Также книга по умеренной цене есть в магазинах "Морская литература" (700 рублей), CardKit (700 рублей), на "Авито" (700 рублей), Магазин солдатиков (720 рублей), Московский дом книги (833 рубля), Моделист (825 рублей). На ОЗОНе почему-то дороже.

Книги

Previous post Next post
Up