Французские авианосцы в начале послевоенной эпохи

Oct 08, 2024 19:56

Краткий пересказ статьи Marine et innovation: la marine française face au porte-avions après la Seconde Guerre mondiale, опубликованной в журнале Guerres mondiales et conflits contemporains 2010/2, № 238.

Автор статьи начинает издалека, а именно с того, что французские моряки вполне себе старались идти в ногу со временем, а в чем-то были даже новаторами (Jeune École). Поэтому будет неправильно говорить, что якобы из-за своей консервативности они не понимали растущую роль авиации в войне на море, а также и роль авианосцев. Хотя, конечно, неудачный "Беарн", мягко говоря не впечатлял.



Авианосец "Беарн" в Тулоне, 3 мая 1933 г.



После Первой мировой войны французский флот сильно пострадал от сокращения финансирования. В период 1919-1921 гг. его бюджет был сокращен вшестеро, и он даже не смог выполнить свою квоту линейных кораблей, предоставленную ему Вашингтонским договором в декабре 1921 года, против которой он так яростно протестовал. Когда же, наконец, крупные корабли вновь начали закладываться, приоритет был отдан линейным кораблям, которые должны были прямо противостоять карманным линкорам и капитальным кораблям, строившимся потенциальными противниками - Германией и Италией. Французская морская политика была в этом плане абсолютно реактивной. Той же логике следовало и включение в программу кораблестроения двух 18 000-тонных авианосцев («Жоффр» и «Пенлеве»), которые были запланированы в ответ на два немецких авианосца типа «Граф Цеппелин». При этом, задержка с началом строительства «Жоффра» обуславливалась ошибками проектировщиков, множивших проекты, и неспособностью Главного морского штаба (ГМШ) сделать выбор сначала между гидросамолетами и самолетами, а затем между средними и большими авианосцами. Все это объясняется не доктринальной неприязнью к авианосцам, необходимость в которых была признана ГМШ уже в 1920 г., а политическими и бюрократическими колебаниями. Во флоте было немало энтузиастов, ратовавших за авианосцы (например адм. Жан де Лаборд). Впрочем, ведущий военно-морской теоретик адм. Рауль Кастекс был более сдержан, как и адм. Франсуа Дарлан, отдававший предпочтение легким авианосцам.



Предполагаемый внешний вид авианосца "Жоффр"

Вторая мировая война наглядно продемонстрировала значительно возросшую роль авианосцев, а на Тихом океане это был и вовсе наиважнейший класс боевых кораблей. Автор отдельно отмечает малоизвестную роль адм. Джона Генри Тауэрса, который являлся основоположником идей оперативных групп и неустанно разрабатывал необходимые руководящие документы и внедрял новые практики на флоте. Тем не менее, как это ни странно, в доктринальном плане идея выхода авианосцев как класса кораблей на главенствующие позиции все еще буксовала (автор ссылается здесь на сдержанное отношение к авианосцу таких теоретиков как Бернард Броди, в его книгах "Морская мощь в эпоху машин" и "Военно-морская стратегия и ее применение в войне" и Герберта Розински).

После окончания войны, во Франции была принята теория взаимодействия авианосцев и линкоров по подобию американских оперативных групп. Еще до окончания войны ГМШ определил потребные силы в два линкора, четыре авианосца и шесть эскортных авианосцев, что выглядело довольно фантастично в тех условиях. При этом был принят тезис, что "авианесущий корабль следует рассматривать не как вспомогательное, а как центральное звено флота". В исследовании, датированном 20 июня 1945 г. предусматривалось шесть авианесущих кораблей: "Беарн", "Диксмюд" (бывш. амер. "Байтер"), а также переоборудованные гидроавианосец "Командан Тест", линкор "Жан Бар" и крейсера "Дюкен" и "Турвиль". Одновременно с этим стали появляться проекты на основе непостроенного "Жоффра" (PA-16).

В дальнейшем более детальные проработки показали, что переоборудованные крейсеры смогут вмещать всего по 15 самолетов, а стоимость переделки "Жан Бара" почти равна стоимости постройки 15 000-тонного нового авианосца. Чуть дальше прошла проработка перестройки "Командан Тест", но от нее, как и от всех остальных прожектов отказались. Проектов авианосцев новой постройки было много, в различных вариантах, водоизмещением от 15 000 до 26 130 тонн, но в итоге рекомендовалось построить два 15 700-тонных корабля по проекту PA-28 и еще один или два авианосца купить или арендовать за рубежом. В аренду был взят британский "Колоссус", ставший "Арроманшем". Изначально аренда планировалась на пять лет, пока не будет построен первый собственный авианосец. Но в реальности значительная часть финансов ушла на достройку линкора "Жан Бар", ставшего финансовой черной дырой.



Авианосец "Арроманш"

Впрочем, для строительства нового авианосца по проекту PA-28, порученному верфям в Бресте, не было как финансовых, так и технических условий и он оказался мертворожденным. При этом флот продолжал требовать нечто нереальное - четыре эскадренных авианосца (26 250 тонн) и три эскортных (8000 тонн), а также восемь флотилий авиации (по две на авианосец). Цель состояла в том, чтобы иметь две оперативные группы, каждая с двумя авианосцами и линкором. Мечтания были пресечены принятым планом восстановления французских вооруженных сил, в котором флот отодвигался на второй план.

В итоге реально ВМС Франции могли рассчитывать после войны только на "Арроманш" и "Диксмюд". Оба были слишком медленными ("Диксмюд" давал 16 узлов в 1947 г.), чтобы действовать в составе эскадры. Проблемы были и с авиагруппой. В 1940-х гг. на "Диксмюд" базировались "Сифайры" и "Донтлессы", а на "Арроманше" только "Сифайры". Ситуация немного улучшилась, когда американцы передали авианосец "Лэнгли", получивший название "Лафайет", который нес "Хелкэты" и "Хеллдайверы" (а парой лет позднее однотипный "Буа Белло"). Однако американцы отказались передать реактивные самолеты, одной из причин чего называлось отсутствие у французов авианосцев, способных нести их.



Авианосец "Лафайет" на рейде Алжира

В 1950-1951 гг. по плану ГМШ французский флот должен был иметь три эскадренных (для метрополии) и два легких (для колоний) авианосца. Велись переговоры о покупке третьего авианосца у США, но Конгресс заблокировал продажу. В результате вновь пришлось вернуться к национальному проекту. Наконец, в программу строительства ВМС 1954 г. был включен 22 000-тонный авианосец, будущий "Клемансо", а в программу 1955 г. - однотипный с ним "Фош". Однако исключительно удачная бюджетная конъюнктура быстро улетучилась, и постройка третьего авианосца, который должен был называться "Верден", была отменена. Кроме того, отказ от третьей единицы был обусловлен приоритетом, который получило создание ядерных сил (фр. Force de frappe - ударные силы). Таким образом, новый французский флот стал строиться вокруг авианосцев, которые теперь являлись признанным главным классом боевых кораблей.



Авианосец "Клемансо"

Военная техника, Между мировыми войнами, Франция, Вторая мировая, 1945-1990, Флот

Previous post Next post
Up