Как-то
sergiovillaggio делал
пост о французских адмиралах Второй мировой войны. Немного подробнее об одном из них - Эмиле Лакруа, на примере которого можно увидеть успешную карьеру французского морского офицера в первой половине XX века, закончившуюся довольно печально. Написано в основном по вот этой
статье.
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/367363/367363_original.jpg)
Адмирал Лакруа в период командования легкой эскадрой в Дакаре
Будущий адмирал родился в 1883 г. Его отец, выходец из деревни, служил в кавалерии и конной жандармерии и умер, когда сыну было 10 лет. После окончания средней школы Эмиль Лакруа поступил в подготовительный класс морского училища, а через два года обучения в само училище (École navale), где сдружился с Франсуа Дарланом. Учился достаточно хорошо, но в число лучших не входил. В 1903 г. аспирант (мичман) Лакруа отправился в Индийский океан, в 1907 г. перевелся в Средиземное море, а в 1909 г. в Бретань, занимая должности старшего помощника на разных миноносцах. В 1912-1914 гг. служил на различных кораблях Марокканской морской дивизии и отличился в ходе высадки десанта и взятия Агадира в июне 1913 г., за что получил Орден Почётного легиона и внеочередное повышение до капитан-лейтенанта.
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/367765/367765_original.jpg)
Высадка у Агадира
В 1915 г. он получил в командование эскадру мобилизованных океанских траулеров в Лорьяне, отвечал за их переоборудование для противолодочной борьбы. В 1916 г. перешел на Средиземное море, где получил в командование мобилизованный траулер "Сомма" и имел хорошие характеристики от начальства (за стычки с подлодками противника и спасение торпедированного английского парохода). Следующие несколько лет провел на должностях заместителя начальника и начальника различных французских морских баз в Греции. В 1920 г. получил звание капитана 3-го ранга, а затем назначен командиром авизо "Туль", на котором в Черном море принял участие в Гражданской войне в России.
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/368317/368317_original.jpg)
Авизо "Туль"
Здесь Лакруа отметился участием в бою 9 января 1921 г. с советской канонерской лодкой "Эльпидифор № 415". В середине этого дня французские миноносцы "Сакалав" и "Сенегале", а также авизо "Туль" напали на перевозившую на два торпедных катера и горючее советскую канлодку, нанесли ей повреждения артиллерийским огнем и заставили выброситься на камни недалеко от Анапы. Командир авизо, по мнению начальства, действовал "продемонстрировав прекрасные военные качества, решительность и энергию".
По возвращению во Францию Лакруа командовал сначала авизо, а потом миноносцем "Шастан" (бывш. немецкий S-133, полученный в качестве репараций). После окончания войны многим офицерам пришлось перейти на береговые должности, и чтобы остаться на кораблях, будущему адмиралу пришлось принять понижение в должности и стать старшим помощником на том же эсминце. Потом он на некоторое время стал заместителем командующего 2-й миноносной флотилией, но все же в 1923 г. вынужден был перейти на берег на должность заместителя командира порта Брест. Зато в этом же году он получил капитана 2-го ранга.
В 1924 г. Лакруа перешел в морскую авиацию, последовательно занимая ряд командных должностей, но все же хотел вернуться на корабли, чего добился только через пять лет. В 1929 г. он получил должность старшего помощника на тяжелом крейсере "Дюкен", а в следующем году - звание капитана 1-го ранга, после чего был зачислен слушателем Центра передовых морских исследований (Centre des hautes études navales, CHEN), предназначенного для подготовки старших офицеров для выполнения функций начальников штабов в ВМС и осуществления высшего командования. В июле 1930 г. герой нашего рассказа принял под свое командование новенький тяжелый крейсер "Сюффрен", входивший в 1-ю эскадру крейсеров. Через год этой эскадрой стал командовать старый знакомый по училищу - адмирал Дарлан. А еще через год Лакруа принял командование авианосцем "Беарн". Как видно, служба офицера в качестве командира или старпома того или иного корабля продолжалась как правило год, но, против обыкновения, на должности командира авианосца Лакруа задержался на два года, после чего, в 1934 г. он вновь перешел в береговую авиацию, где сменив пару должностей в итоге достиг своего пика в морской авиации и занял должность начальника управления морской авиации в Главном морском штабе, получив при этом звание контр-адмирала.
Впрочем, от дальнейшего повышения в Главном морском штабе новоиспеченный контр-адмирал отказался, и в январе 1937 г. Дарлан назначил его командиром 2-й легкой эскадры в Бресте, флагманом которой вскоре стал новейший контр-миноносец "Могадор". Во время гражданской войны в Испании эскадра наблюдала за передвижением кораблей в испанских водах, а с началом Второй мировой войны сопровождала конвои и приняла участие в поисках рейдера "Адмирал Граф Шпее". В апреле 1940 г., вместе с переводом Рейдерских сил (Force de Raid) на Средиземное море, перешла в Мерс-Эль-Кебир и входившая в их состав 2-я легкая эскадра.
После объявления перемирия все корабли были размещены в портах в ожидании демобилизации резервистов. Сохранилась информация о беспокойствох Лакруа в тот период: он сокрушался, что из-за состояния перемирия флот имел пониженную боевую готовность - не неслась ни сторожевая служба, ни наблюдение за воздухом, тогда как нападение англичан многими считалось возможным. Единственным источником информации об обстановке был разведывательный центр Немуре, расположенный в Марокко, недалеко от Гибралтара. Лакруа также вспоминал об Абукире, будучи обеспокоен пассивным и обездвиженным состоянием флота в порту.
И все же 3 июля 1940 г. адмирал был удивлен, когда получил приказ готовиться к бою. В 09:30 он принял участие в совещании у адмирала Жансуля, где уже не сомневался, что английский флот прибыл для того, чтобы потопить корабли своего бывшего союзника. Постановку у входа в порт мин английскими "Суордфишами" он ошибочно принял за торпедную атаку. Получив в 16:18 последний английский ультиматум, Лакруа приказал своим кораблям немедленно отплыть, но получил приказ командующего занять положенную якорную стоянку. Лакруа сначала повторил этот приказ своим кораблям, но вскоре отменил его. Когда в 16:56 на рейде упали первые снаряды, "Могадор" понесся вперед, но был вынужден остановиться, чтобы дождаться пока буксир, который убирал сети со входа в гавань, закончит свою работу. В этот момент в корабль попал британский 381-мм снаряд, вызвавший детонацию глубинных бомб и разрушивший его кормовую часть. Лакруа, опрокинутый на палубу и слегка поцарапанный, вынужден был отдать остальным эсминцам приказ двигаться самостоятельно, а затем заняться спасением "Могадора" и оказанием помощи раненым.
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/368534/368534_original.jpg)
Поврежденный "Могадор"
После Мерс-Эль-Кебира Лакруа получил повышение, став командующим 3-й эскадрой, которой в оперативном плане была подчинена также 4-я эскадра и 2-я легкая эскадра. Также он получил звание вице-адмирала. До формирования в конце сентября Сил открытого моря (Forces de Haute Mer) под его фактическим командованием находилась большая часть французского флота.
Волею судеб, Лакруа пришлось принять участие в еще одном сражении с бывшим союзником. После неудачного рейда французского Соединения Y (Force Y) к Либревилю, два из трех входивших в его состав крейсеров, а также три контр-миноносца вынуждены были укрыться в Дакаре, где Лакруа сменил адмирала Бурраге в должности командующего этим соединением. Кроме соединения Y, в Дакаре находился линкор "Ришелье", эсминец, три подлодки и ряд авизо и вспомогательных судов. Крейсера Соединения Y было решено разместить в бухте Рюфиск (восточнее Дакара), чтобы они приняли бой не будучи стесненными в маневре, как это произошло с кораблями в Мерс-Эль-Кебире. 23 сентября английские силы и подразделения "Свободной Франции" прибывшие к Дакару, начали сражение и в первый его день огнем крейсера "Австралия" был тяжело поврежден и вынужден выброситься на мель контр-миноносец "Одасьё" из соединения Y. На третий день сражения крейсерам Соединения Y удалось добиться двух попаданий 152-мм снарядами в крейсер "Австралия". В целом же англичанам пришлось прекратить свою операцию, не добившись поставленных целей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/368894/368894_original.jpg)
Крейсер "Жорж Лейг" на фоне линкора "Ришелье" в Дакаре, сентябрь 1940 г.
В марте 1941 г. Лакруа был произведен в вице-адмирала эскадры и получил в командование 1-ю эскадру крейсеров в Тулоне. В следующем году адмирал уже приближался к предельному возрасту пребывания на службе, и в ноябре должен был уступить свою должность более молодому выдвиженцу Дарлана - Анри Блео. Однако из-за высадки союзников в Северной Африке церемония передачи командования была отсрочена. Французский флот погрузился в состояние неопределенности, когда мало кто твердо знал, в чем состоит их долг. Часть моряков хотела отправиться навстречу англо-американцам, чтобы отомстить за своих товарищей, погибших в сражении у Касабланки. Другая часть, вероятно большая, наоборот хотела возврата внешнеполитической позиции Франции в первоначальное положение, но не имела четкого понимания каким образом. Атмосфера была очень накаленной, и впервые со времен мятежей на Черном море на кораблях, в том числе и на флагмане 1-й эскадры крейсеров "Алжери", прошли демонстрации с требованием отплытия кораблей. После того как командующий Флотом открытого моря адмирал Лаборд отказался присоединиться к Дарлану в Алжире, большинство офицеров поняло, что они оказались в ловушке между невозможностью присоединиться к союзникам и немцами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/knl_1983/27649711/369037/369037_original.jpg)
Затопленный в Тулоне тяжелый крейсер "Алжери"
По воспоминаниям, большинство молодых офицеров и матросы хотели уйти из Тулона. Сам Лакруа тоже хотел если и не присоединиться к Дарлану, то по крайней мере отплыть из Тулона. Тем не менее, несмотря на свои плохие отношения с командующим Флотом открытого моря Лабордом, он не решился действовать вопреки его приказам, хотя был единственным, кто мог на это пойти благодаря своему авторитету и популярности. Все закончилось 27 ноября, когда разбуженный в 5 часов утра Лакруа получил приказ о затоплении крейсеров. Вскоре после того, как приказ был исполнен (причем адмирал лично уничтожал аппаратуру РЛС), он был арестован немцами, но через два дня отпущен.
После гибели флота, Лакруа неудачно попробовал себя в гражданской отрасли, а затем, после освобождения Франции удачно избежал суда, на котором не слишком настаивал его друг - председатель Очистной комиссии ВМС адмирал Сабле. Однако страдавшему раком адмиралу осталось жить совсем недолго, и он скончался в августе 1949 г.