В РГВА посмотрел дела, в которых собраны документы о визите представительной советской делегации на 10-летие Турецкой Республики в 1933 г. Эта страна была тогда достаточно закрытой, и советская сторона постаралась использовать свою поездку для более глубокого ознакомления с Турцией, и, по возможности, не только с её парадными и открыточными видами, но и с реальным положением дел в стране, в том числе в вооруженных силах. Один из документов в деле касался состояния турецких ВВС, которое было оценено довольно критично.
Breguet XIX ВВС Турции
ВВС Турции организованы по французской системе из 3-х смешанных авиационных полков.
1-й полк расположен в Эскишехире,
2-й в Измире и
3-й в Диарбекире
Кадры для ВВС готовятся:
в летной школе - Эскишехир
и в школе авиатехников (машинистов) - Эшелькой.
В общей сложности ВВС Турции насчитывают 250-300 самолетов. Основной тип разведывательного самолета Бреге 19 В7 и истребительного Девуатин вып. 1928 г. Помимо этих типов встречаются в небольшом количестве разведчики: Шмолик 16 и Юнкерс 21 и хороший современный американский истребитель Кертисс-Хаук.
Примерно 70% всех самолетов - двухместные разведчики, остальные одномоторные истребители.
Характерно, что стрелковое и бомбардировочное вооружение с боевых самолетов снято и хранится отдельно. Турецкие летчики говорят, что вооружение ставится на самолеты только в периоды тренировки летного состава в стрельбе и бомбометании (ноябрь), в остальное же время возить пулеметы и бомбодержатели нецелесообразно. По-своему они, конечно, правы, т.к. вся учебная и боевая подготовка ВВС Турции слагается из туристских перелетов одиночных самолетов и небольших групп в 5-10 машин внутри страны и очень редко площадного, и перспективного аэрофотографирования. Огневой же подготовке и усовершенствованию в пилотаже уделяется настолько малое внимание, что в целом ВВС могут быть оценены как небоеспособные.
Необходимо также отметить исключительную неорганизованность летной работы. Это в одинаковой мере относится к непосредственному производству полетов и к планированию работы, учету технического ресурса, расходу горючего и т.п.
Содержание материальной части и уход за ней оставляют желать много лучшего.
Летный состав готовится из офицеров, окончивших нормальные школы и прошедших одно-двухгодичную стажировку в частях.
Прибыв в летную школу, офицер в течение 1-го года изучает мат. Часть самолета и мотора, вооружение, оборудование, специальные службы и элементы тактики ВВС в разрезе работы летчика наблюдателя.
Во втором году офицер обучается летному делу, последовательно проходя учебный самолет Моран-Сольнье, Кодрон и Бреге 19 В2 под руководством инструкторов турок. Инструкторы иностранцы главным образом французы, остались только в ремонтных мастерских, в остальных же отраслях авиации работают турки.
Окончивший школу летчик назначается в один из авиационных полков, где проходит службу наравне со старшими летчиками.
Необходимо отметить, что усовершенствование летного состава в вопросах тактики и боевого применения авиации в своей стране практически отсутствует. О зарубежных ВВС турецкие летчики имеют очень смутное представление и даже самые большие авиационные начальники не являются исключением в этом отношении.
Отечественной авиационной промышленности Турция не имеет. Единственный в стране авиационный завод в Кайсари с производственной мощностью 10-15 самолетов в месяц принадлежит американской фирме Кертисс. Небольшой авиационный завод, вернее мастерские в Эскишехире целиком турецкие за исключением начальников некоторых цехов - французов, снабжены современными станками и оборудованием, но выполняют только ремонт самолетов и моторов. Правда, отдельные цеха (винтовой, деревообделочный и слесарный) этих мастерских производят детали самолетов, по качеству не уступающие импортным. Производство же деталей моторов мастерскими не освоено и турецкая авиация в этом отношении является зависимой от иностранных моторных фирм.
В качестве иллюстрации отдельных достижений ВВС Турции можно отметить полеты над морем на небольшой (50-100 мтр) высоте, показавшие отвагу и достаточно хорошую слетанность турецких летчиков.
Нельзя также не отметить и воздушный парад в Анкаре на праздновании 10-летия Турецкой Республики. На этот парад со всей страны было сосредоточено 90 самолетов различных типов с лучшими летчиками.
В день парада на аэродроме самолеты были выстроены в порядке очередности взлета рядами по 10 самолетов (поэскадрильно) и, несмотря на это, для взлета 90 самолетов потребовалось 58 минут, причем из всех взлетевших самолетов, в течение первых 20 минут 7 самолетов были вынуждены сесть из-за различных неполадок в моторах.
Парадировали самолеты в строях эскадрилий (группами по 10 машин) со значительными интервалами, тем не менее воздушный парад, к тому же первый в таком масштабе, произвел достаточно хорошее впечатление. Одним из недостатков парада надо отметить очень большое время - 1 ч. 35 мин., затраченное на посадку самолетов.
В заключение можно сказать, что несмотря на значительное количество недостатков турецкие летчики и авиация в целом при условии соответствующего направления в учебе и всей практической работе может выдвинуться на хорошее место в ряде иностранных воздушных флотов.
РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1061. Л. 127-129.
Ниже несколько фотографий самолётов ВВС Турции, состоявших на вооружении в тот период.
Лёгкие бомбардировщики и разведчики Breguet XIX поступили на вооружение ВВС Турции в 1925-1932 гг. в количестве 105 штук
Подробнее:
https://www.tayyareci.com/v2/digerucaklar/turkiye/1923ve50/breguet19.asp.html
Истребителей Dewoitine D.21 было закуплено в 1926-1927 гг. всего 12 единиц
Подробнее:
https://www.tayyareci.com/v2/digerucaklar/turkiye/1923ve50/dewoitine-d21.asp.html
Истребители Curtiss Hawk II в 1933 г. только начали поступать в ВВС Турции. Всего же в 1933-1934 гг. было закуплено 70 Hawk II / III
Подробнее:
https://www.tayyareci.com/v2/digerucaklar/turkiye/1923ve50/curtiss-hawk2.asp.html