Прочитал тут книгу турецкого адмирала в отставке Оздена Орнека "История национального корабля" (MİLGEM’in Öyküsü). Ну прочитал, насколько это позволил мне онлайн-переводчик. Конечно немало того, что перевелось не очень хорошо, особенно это касается тех мест, где применяются специфические кораблестроительные термины. Тем не менее, в целом суть понятна. Книги такие у нас не купишь, поэтому поделюсь впечатлениями.
Книга представляет собой историю разработки и постройки в Турции первого корвета проекта MİLGEM (Milli Gemi, национальный корабль), написанную бывшим командующим ВМС Турции. Отчасти она является мемуарами, отчасти исследованием, и автор явно использует некоторые документы. Кроме того, часть книги представляет собой собранные адмиралом воспоминания других участников проекта.
Начинает автор с небольшого экскурса в историю кораблестроения на турецких верфях, а также рассказа о попытках осуществить некоторые проекты в области радиоэлектроники в 1970-1980-х гг., иногда добавляя к этому некоторые воспоминания времен своей службы. Хорошо видно, что ничего не возникает на пустом месте. Чтобы прийти, например, к созданию в конце 1990-х гг. турецкой БИУС GENESIS, нужно было набивать шишки еще с конца 1970-х гг. Или нужно помучиться лет так пятнадцать, чтобы пройти путь от попыток установки сети береговых РЛС в Эгейском море до получения рабочей системы "Дальний горизонт", которая позволяет всем кораблям, самолетам и береговым РЛС передавать друг другу информацию о надводной обстановке в любом окружаещем Турции море через специальный центр на суше.
Важным этапом в развитии турецкого флота автор считает получение ракетных катеров типа "Доган" и фрегатов типа "Явуз". Турецкие моряки впервые поняли на практике, что такое современный боевой корабль. Довольно забавно он описывает как по телефону или переговорной трубе общались на турецком эсминце типа "Гиринг" БИЦ и мостик в процессе выхода в атаку на учебную цель. "Подводя итог, можно сказать, что наш метод "управления боем" в то время был методом, полным звонков и криков, которые не были эффективными", - пишет адмирал. В сравнении с этим современные БИЦ катеров и, особенно, фрегатов, и установленные на них БИУС были огромным шагом вперед. Адмирал продолжает: "Когда впервые прибыли катера типа "Доган", БИУС TAICOS, которой они были оснащены, познакомила нас с незнакомой системой "управления боем". Это было похоже на мостик капитана Кирка в "Звездном пути". Потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть, но мы все научились тому, что нужно. Затем в состав флота стали входить корабли типа "Явуз", и с ними появилась новая система STACOS. Хотя молодые офицеры сразу же адаптировались к системе и стилю управления, разница в поколениях сразу же стала очевидной. Старшие руководители с трудом адаптировались к новшествам...".
Также долгим и трудным был пусть к национальному корвету. Первые проработки проекта начались аж с 1993 г., в 1994 г. проект MİLGEM был официально запущен. И только в 2011 г. первый корвет был принят в состав ВМС Турции. На самом деле до 2004 г. все двигалось довольно вяло, и как раз именно при Оздене Орнеке все стало происходить куда быстрее. Основные события программы начинаются как раз с этого года. Описано множество мучений с организацией проектирования и постройки, бюрократические препоны, институциональные проблемы и многое прочее. Но больше всего автор обращает внимание на то, что вся работа над кораблем сопровождалась неверием огромного количества людей в итоговый успех, нежеланием ввязываться в проект и даже попытками вставить палки в колеса. "У вас не получится, у вас не получится", - твердили со всех сторон недоброжелатели. Если были две новости - плохая и хорошая, то все бросались обсуждать только плохую. Ну и традиционно тендеры часто сопровождались обвинениями в коррупции. Тем не менее, несмотря на все это, люди проделали огромный объем работы и добились успеха. Теперь в турецком флоте четыре красивых корвета собственной разработки и постройки, и скоро уже войдет в строй первый национальный фрегат. Важность проекта для национального кораблестроения невозможно переоценить, его успех дал мощнейший импульс для этой отрасли, да и не только для этой. Как пример, до этого в стране не производилась кораблестроительная сталь, теперь металлургическая промышленность освоила этот вид продукции. И таких примеров можно привести много.
При этом целью проекта ставилось именно максимальное использование турецких материалов и систем при постройке корветов. То есть на всех этапах ставилась задача минимизации иностранного участия, для чего Проектному офису (MİLGEM Proje Ofisi), начинавшему свою работу в пустом помещении бывшей столовой, а ныне ставшим полноценным конструкторским бюро, пришлось за несколько лет контактировать с более чем 300 турецкими компаниями в поисках нужных субподрядчиков.
Что еще хотелось бы отметить, что бросилось в глаза в книге.
Автор с огромным пиететом относится к образованию. Качественное образование - одна из важнейших составляющих при осуществлении сложных технических проектов. Сам он, помимо турецких военно-морских учебных заведений, заканчивал в 1967-1969 гг. американскую военно-морскую аспирантуру (Naval Postgraduate School), которую оценивает очень высоко. Решение постоянно посылать туда на обучение турецких моряков он также оценивает как очень важное. В общем образование - превыше всего. Не случайно, для первого корвета проекта MİLGEM Озден Орнек выбрал название "Хейбелиада" - в честь острова, на котором расположена военно-морская академия.
Также Озден Орнек особо обращает внимание на создание институтов для передачи опыта: "Приобретение опыта, безусловно, очень важно, но если не привнести этот опыт в какое-то место, то есть не институционализировать его, он испарится, как спирт, и каждый новичок будет пытаться открыть Америку заново". В конце книги он с удовлетворением рассказывает о том, как в 2016 г. он посетил Стамбульскую судоверфь и Проектный офис, который теперь был прекрасно обустроен. Но больше всего его порадовало то, что в нем не работал уже ни один человек, который участвовал в создании корветов, и тем не менее весь накопленый опыт сохранялся, использовался и приумножался.
К сожалению непосредственно про техническую часть в книге очень мало. Книга в целом рассчитана на рядового читателя, которые не интересовался ранее флотом и военной техникой, поэтому в этой части довольно обтекаема. То есть мне, например, было интересно, как с течением времени менялось ТТЗ на корабль, что конкретно хотел флот, но едва удалось выловить всего несколько интересных моментов на этот счет. Про вооружение и радиоэлектронику тоже практически ничего нет. Чему автор уделяет гораздо больше внимания, так это разработке национальной БИУС GENESIS. Успех этой системы он оценивает в качестве одного из важнейших факторов технической независимости турецкого флота, а также как важнейшую предпосылку для создания национального корабля. Вот так, пушки и ракеты - это для любителей. Для профессионалов важнее всего БИУС.
В общем книга безусловно интересная, она показывает процессы, происходившие в турецком флоте, которые привели в итоге к созданию самостоятельной кораблестроительной промышленности, а также открывает некоторые интересные детали про турецкий флот периода технического перевооружения. Всё это довольно редкие сведения, дающие возможность чуть подробнее узнать о Турции и ее военно-морской силе.