Десятина не закон, но правило

Jan 19, 2010 11:51

На днях Павел Бегичев написал очередное разрушение мифа. Речь повел о десятине. Думаю, что не ошибусь, если сведу все его сведение мифа к следующему тезису: "десятина не является для нас законом, и, следовательно, обязаловкой". Справедливости ради стоит отметить, что он все же призывает жертвовать Богу деньги, но делать это в свободе и понимании, что на самом деле все 100% того, что у нас есть, принадлежит Богу. С его толкованием Священного Писания я не согласился и прямо написал ему об этом. Со стороны поклонников творчества Павла услышал нелестные отзывы, которые улыбнули меня. К примеру, один "семинарист" написал: "вы, товарищь Князьев, выставялете себя в дурном свете. Павел очень уважаемый служитель как среди баптисткого братства так и средь Евангельсткого. А вы кто? Я о вас ничего не знаю, кроме того что казахов - чучмеками, а кавказцев - чурками зоветем. В этом и все ваше "христианство". Павел не слушайте никого, и ничего не бойтесь! Я бывший семинарист, и имею общение со студентами МБС, они от вас в восторге!!! P.S. пишу анонимно, потому что не зарегистрирован. Александр, Благая Весть.". Ох уж мне эти восторженные семинаристы, которых можно уподобить флюгерам, т.к. не имеют своего собственного мнения. Ну да ладно, Бог с ними, с этим отзывами. Кто меня близко знает, тот хорошо знаком с моим начихательным отношением к отзывам обо мне (самим доставалось ))))), поэтому поулыбается вместе со мной (или поплачет), читая эти комментарии.

Перед тем, как перейду к рассуждениям о десятине, слегка повышу цитирование блога Павла Бегичева и Павла Левушкана, написавших об этой теме до того, и с кем я не согласен. Разрушение мифа от Бегичева здесь, а последующее голосование о десятине здесь. Еще Левушкан в унисон Бегичеву написал здесь.

Для начала хочу сказать, что к тезисам о том, что Богу принадлежит все наше на 100% и что мы свободны жертвовать все больше и больше, я отношусь скептически. Скорее, не к тезисам, а к людям их выводящим. Также вызывает у меня улыбку открытое провозглашение своих намерений. Так в ответе на голосовании в блоге Бегичева люди благодарили за разрушение мифа и говорили что жертвовали и будут жертвовать больше. Только тут нестыковочка одна есть. Из комментариев видно, что люди люди пишут зрелые и жертвенные. Но почему же эти зрелые христиане до сих пор жили в неведении о пожертвованиях и о десятине? Тут есть над чем подумать. Кроме того, они с таким уважением относятся к служению Павла Бегичева, но никто не догадался прочитать его нужду в платном аккаунте ЖЖ. Он ведь много служит через свой блог, но не может использовать его возможности. Так и пишет: "Функция голосования доступна только богатым пользователям платных аккаунтов, поэтому я голосование делаю допотопным образом --- напишите о своем решении в комментариях". Богатство в данном случае определяется возможностью за год заплатить, кажется, 700р. Интересное понимание богатства...

Современные свободные христиане любят повторять, что закон не имеет силы. Справедливо ссылаются на послания апостола Павла (Римлянам, Галатам), где тот противостоит иудействующим христианам и подчеркивает, что Христос есть исполнение закона, и на Нем закон заканчивается: "Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, [обнаруживаемые] законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве" (Послание к Римлянам 7:4-6). Однако совершенно будет не верным брать этот и др. тексты посланий (Гал.2:19) и понимать их вне контекста Священного Писания в целом.

Евангелист Матфей, как мне кажется, был самым настоящим евреем, который на каждом шагу подчеркивал значение закона. Так в Евангелии от Матфея все, что не делает Иисус, сопровождается утверждением: "исполнить..., сбылось реченное...". Да и сам Иисус говорит: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Евангелие от Матфея 5:17). Как это понимать? Закон закончился? Так сказать "исполнился" во Христе, теперь новая эпоха. А какая эпоха? Обычно говорят - жизнь по благодати.

Я бы с радостью согласился с утверждением, что закон утратил свою силу. Но почему же тогда мы стараемся следовать Декалогу? Почему мы так яростно проповедуем: не кради! не лжесвидетельствуй! не прелюбодействуй! А с чего это мы взяли, что этим нельзя заниматься? В Новом Завете об этом прямо не говорится. Опять же идем к апостолу Павлу и читаем: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона" (Послание к Римлянам 13:7-10). Судя по всему мы все же призываемся к исполнению закона. Мы можем исполнить закон через любовь. Т.е. не достаточно сказать, что я во Христе (читай "я в домике!") и закон меня не касается. Нет! Нужно любить Бога и ближнего (ибо в этом и есть суть закона).

Я так понимаю, что нам необходимо познавать Бога, чтобы любить Его, чтобы понимать характер Его и следовать воле Его. А как же нам познавать Его? Познавать Бога в сегодняшнем дне недостаточно. Нужно познавать Его через Его откровение. А Он открылся нам в истории Израильского народа. Так в Новом Завете и говорится "А это были образы для нас ..." (Первое Послание к Коринфянам 10:6). Именно в истории еврейского народа, описанного в книгах Ветхого Завета, мы можем познавать Бога, Его характер, Его волю.

Служение Христа было служением восстановления, исцеления, прощения. Еврейский народ был разрознен, разбит и порабощен. Христос пришел только к "овцам дома Израилева", чтобы доказать любовь Бога и подтвердить то, что они по-прежнему Его народ. Вот именно жизнь этого народа в прошлом, отношение Бога к этому народу и является для нас образом, примером, мерилом того, как понимать Бога.

Бог дал этому народу землю. Кстати то, каким образом Он это сделал, по-прежнему не укладывается у меня в голове. Ну да ладно. Бог поделил эту землю среди 11 еврейских семей. А 12-ю семью Он выбрал для служения Себе. Им Бог не дал земли и расселил их среди всего народа. Этому 12-му колену (семье) полагалось совершать служение (при храме) Богу и учить народ закону. Питались они из того, что народ приносил по закону Богу. Т.е. жили на подаяние. Собственно, они крайне были заинтересованы в том, чтобы закон исполнялся. Но, удивительно, еще в Ветхом Завете через пророка Бог выразил презрительное отношение к жертвам: "К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу" (Книга пророка Исайи 1:11 и далее). О жертвах позже сказал Он через другого пророка: "Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Крига пророка Оссии 6:6; интересно прочитать об этом слова Иисуса в Евангелии от Матфея).

Если говорить современным языком, то Он хочет от нас Богопознания. Собственно, об этом я и написал чуть выше. Продолжим Богопознание через Его откровение в Ветхом Завете. Бог определил некоторую величину, которую человек должен был отдавать Ему. Но суть не в этом. В законе говорится, что всякая десятая часть от всего, что человек получает, принадлежит Ему: "И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к [цене] ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу" (Книга Левитам 27:30-32). Сегодня же, как я прочитал в блоге Бегичева, все наше на 100% принадлежит Богу. По мне, так это некоторое лукавство. Ну зачем оно? Бог никогда ни в чем не нуждался и не нуждается. Он является Даятелем всех благ человеку. Десятина - это важный аспект социальной жизни Божьего народа. Благодаря этой десятине осуществлялся обмен функциями. Народ кормил священство, а священство служило Богу, молилось за народ и учило народ закону.

Что сегодня? Есть у нас священники? Да есть. Их можно назвать и левитами и священниками - кому и как угодно. Жизнь церковно-приходской общины можно уподобить жизни народа Израильского, где были люди работающие и люди, не имеющие своего удела. Современный пастор-священник не имеет своего удела. Если обычный верующий может взять еще работу, поучаствовать кратковременно еще в одном проекте, заработать кучу бабла, то пастор-священник, не может этого сделать.

Я убежден в том, что человеку нужны границы. В Ветхом Завете для еврейского народа относительно пожертвований Бог определил границы - в районе 10% от дохода. Понимая, что эти % были очень важными в жизнеобеспечении израильского народа. Не было 10%, священники голодали и плохо учили народ, что приводило к беззаконию и полному отстутствию пожертвований. Порочный круг, так сказать. Мы, кстати, читаем, что были цари, которые волевым решением заставляли народ жертвовать и тогда с выполнением закона было все ОК. Но не долго это продолжалось, ровно до следующего нечестивого царя.

Сегодня пожертвования являются такими же важными в жизнеобеспечении служения церкви. Если Бог в Ветхом Завете, который является образом для нас, определил минимальную составляющую (больше жертвовать не возбранялось), то почему церковь должна пренебрегать этим откровением Бога? Считаю, что учение о десятине - очень важный аспект жизни современной церкви.

Кроме того, у меня не поворачивается язык все христиан назвать духовными и зрелыми. Ну не верю я в то, что как только человек покается и исповедуется перед Богом, возродится и станет зрелым. Нет! Он, конечно, возродится, но зрелым и ведомым Духом Святым он, к сожалению, станет не скоро. Да и в Новом Завете есть места, разделяющие верующих по уровню духовности и зрелости. Так вот зрелый человек может довольно свободно рассуждать о пожертвованиях, о десятине, в то время, когда не зрелому нужны границы и рамки.

Почти у всех читающих этот пост есть дети. Вот скажите мне, как вы учите своих детей пользоваться свободой играть в компьютерные игры? Я, к примеру, установил для них правило, ограничивающее их свободу. Но когда они станут зрелыми, это правило перестанет действовать. Я уверен, что это правило приведет их к самодисциплине и они будут играть ограниченное время по наитию, как это делаю я. Сейчас же не так, они нуждаются в контроле. Это незрелость.

Да что там дети? Мы сами постоянно нуждаемся в границах и рамках, в которые сами себя помещаем. Ну разве не свободен я общаться с девушками? Свободен! Но сам же я установил для себя правило не общаться с ними о личном, не общаться с ними наедине и т.п. А что такое, ведь я возрожденный христианин и Дух Святой живет во мне? А вот то, что живем мы еще в плоти греховной.

Также и с деньгами. Человек должен определить для себя правило - отделять десятую часть от своих дохов в церковь Богу. До тех пор, пока он не будет делать это свободно и легко, десятина должна быть для него законом обременяющим, органичивающим и стимулирующим. Если угодно, то и наказывающим через совесть и общественное порицание. Почему порицание? Потому что жертвенность - очень важная духовная штука.

Новомодные свободные христиане очень часто говорят о том, что "левая рука не должна знать что творит правая". Т.е. сколько и кому и когда они пожертвовали не должен знать никто и никогда кроме Бога. Но уверяю Вас, что эти люди никому ничего не жертвуют, а только прикрывают свой позор местами из Священного Писания.

В церковной общине должно быть ясно и понятно, что жертвенность Богу - это результат желания быть верным Ему и доверять Ему. Для одних - это уже результат доверия, а для других - только попытки веры. Считаю, что весьма приемлем в церкви вопрос верующему: "ты отдаешь свою десятину Богу? или сколько отдаешь? или вообще отдаешь?". Этот вопрос должен быть таким же естественным в пасторской практике, как "ты молишься? ты читаешь Библию? ты не изменяешь жене/мужу? ты не воруешь?". Ну, естественно, есть вопросы заменители, чтобы это все не было похоже на допрос и не было таким чопорным: "как у тебя обстоят дела с...?".

В заключение хочу процитировать один отрывок из Священного Писания, в котором Бог предлагает нам попробовать начать доверять Ему чуть больше, нежели это делаем мы обычно: "Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?" (Книга Пророка Малахии 3:10). Вникнуть в тяжелое время, когда были написаны эти строки, вы можете самостоятельно. Но лично я понимаю это так:

Божье дело, т.е. его реализация на земле, во многом зависит от человека. Бог желает, чтобы мы доверяли Ему и своими даяниями/пожертвованиями поддерживали Божье дело. Он будет всячески поощрять нашу жертвенность. Но это не значит, что он машина - чем больше вложишь, больше получишь. Жертвенность, а в данном случае десятина, является очень важно проверкой для человека, выковывающей его характер, волю и укрепляя его веру. Я бы добавил, что десятина нужна больше самому человеку. Он сам в ней нуждается, хоть и пытается отвергать ее же.

А проповедникам свободного подхода к церковной практике сегодня у меня есть совет. Если желаете учить народ Божий о деньгах, то лучше научите его сначала эти деньги зарабатывать. Вникните в суть современного экономического процесса и подскажите как им поступить. А то возвышенные речи толкать может любой. А вот рыбку научить ловить может не каждый.

Ну ладно, устал уже... Пока.

Профессиональный салон на дому "СтильнаЯ" предлагает: наращивание ногтей зеленоград - все лучшее для вас!

мысли, библия

Previous post Next post
Up