Тяжелый рок традиционно пользуется ненавистью многих теоретиков левого движения как нечто дебилизирующее, примитивное, агрессивное, антикультурное и подкинутое Западом. Но так ли это?
Обвинения в агрессии рокеры навлекли на себя по причине перманентного присутствия в их творчестве пафоса борьбы. Преодоление, превозмогание, выход за свой предел - центральная тема северно-европейской культуры и любой культуры как таковой. Начиная с обрядов инициации и до прославления массового героизма в идеологическом в искусстве ХХ века человек рождался « в духе», рождался как нечто высшее, только погибнув в своей конечной животной природе - и масонская символика из черепов и шипов терновника, но расцветшая розами, и кроваво-красное знамя большевиков напоминают, что путь к новой жизни лежит через смерть и жертвы. Сходную эстетику мы видим и у современных рокеров. Да и само звучание лучших образцов «металла» приближается к классическим произведениям Шостаковича, Вагнера или хора Александрова - жесткий ритм, воинственный стиль и брутальный вокал.
Второе главное обвинение касается якобы скромной интеллектуальной одаренности рокеров и исходит от профессуры с мыслительным типом личности, кои не находят в незамысловатом народном творчестве привычной пищи для ума. Мыслители очень уважают творчество музыкантов из Северной Кореи, которые поют что-то монотонное тоненькими голосам. Что-то, что вполне соответствует эмоциональному диапазону людей мыслительного типа. В то время как нормотим обладая большей эмоциональной гибкостью испытывает порой потребность в эмоциональной встряске, в переключении с логической активности на чувственно-подкорковую обычному человеку иногда необходимо просто жить чувствами. Рок-концерты не «отупляют», а дают возможность выплеснуть эмоции и ощутить единение с группой. В менее суровые времена на изнеженном юге Европы люди для этого посещали Мессы - «такая благодать, такое исцеление!».
Упреки в низкой художественной ценности и дурновкусии если и идут, то только от снобов монархистов истерического склада, что дремлют на Чайковском, но всем показывают программку. Славянские композиторы, по правде сказать, Рахманиновы, Мусоргские и Скрябины уж слишком для металлистов лиричны и сентиментально-слабы. Но вот «Dies Ire», «Аппасианату» или кантаты Баха редкий гаражный творец и сам не наигрывал, мечтая втихаря приблизится к тому же уровню.
Таким образом, гонения на вихрастых музыкантов в позднем СССР, да и современная критика их со стороны маститых коммунистических теоретиков являются несправедливыми и не учитывают всю европейскую музыкальную традицию, жесткую и воинственную подчас, но отражающую родные для нас нравы северян. Прогрессивная молодежь охотно посещала концерты «Найтвиш» или «Апокалиптики», и сама активно развивала это музыкальное направление. Надеюсь, что в будущем мы увидим синтез советского пролетарского искусства и лучших образцов классического рока и даже скандинавского блэка.
Click to view