Говорю же, смешно так-то сказать, чем я иногда ночью занимаюсь.
Перекладывала опять книжечки. Показалась забавным сравнить несколько вариантов русской народной сказки "Волшебное кольцо". Дома я нашла пересказы Александра Афанасьева, Андрея Платонова и Бориса Шергина. Конечно, вариантов существует больше (у одного Афанасьева их несколько штук), ну и приличное количество иллюстраций (некоторые тут размещу) и всеми любимый мультфильм).
Сюжет знают все - бедный, но жалостливый молодой человек спасает от смерти собаченьку, котейку и змею, за что в конечном итоге и будет вознагражден должным образом. Оказалось, что варианты имеют любопытные (для меня) нюансы. Их много, но отмечу некоторые. Буду их перечислять в такой последовательности - а - Афанасьев, б - Платонов, в - Шергин.
1. Имя героя:
а - Мартынка
б - Семен
в - Ванька
2. Причина бедности и взгляды на выход из тупика:
а -"В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухой, и был у них сын Мартынка. Всю жизнь свою занимался старик охотой, бил зверя и птицу, тем и сам кормился и семью кормил. Пришло время - заболел старик и помер. Остался Мартынка с матерью, потужили-поплакали, да делать-то нечего: мертвого назад не воротишь. Пожили с неделю и приели весь хлеб, что в запасе был. Видит старуха, что больше есть нечего, надо за денежки приниматься, а старик-то оставил им двести рублей. Больно не хотелось ей начинать кубышку, однако сколько ни крепилась, а начинать нужно - не с голоду же умирать! Отсчитала сто рублей и говорит сыну:
- Ну, Мартынка, вот тебе сто целковиков, пойди попроси у соседей лошадь, поезжай в город да закупи хлеба. Авось как-нибудь зиму промаячим, а весной станем работу искать."
вывод:налицо тунеядство
б - "Жила в деревне крестьянка. При ней жил сын ее Семен, не женатый еще. Жили они бедно: спали на соломе, одежонка на них старая, латаная, и в рот им положить нечего. Жили они давно; тогда земли у крестьян было мало, а что и была, так неродящая была земля: что и посеет крестьянин, то вымерзнет, а не вымерзнет, так от засухи посохнет, а не посохнет, так вымокнет, а не вымокнет, так саранча пожрет.
Получал Семен в городе пенсию за отца - копейку в месяц...".
вывод: царская кабала
в - "Жили Ванька двоима с матерью. Житьишко было само последно. Ни послать, ни окутацца и в рот положить нечего. Однако Ванька кажной месяц ходил в город за пенсией. Всего получал одну копейку."
вывод: само последно, да и все тут.
3. За что злодеи собаченьку тиранили:
а - "мясники изловили охотничью собаку, привязали к столбу и бьют ее палками - собака рвется, визжит, огрызается... Мартынка подбежал к тем мясникам и спрашивает:
- Братцы, за что вы бедного пса так бьете немилостиво?
- Да как его не бить, - отвечают мясники, - когда он целую тушу говядины испортил!"
вывод:за воровство
б - "один человек надел собаке веревку на шею и удавливает ее. А собака-то всего маленькая, беленькая, щенок.
Семен к тому человеку:
- Ты пошто щенка мучишь?
А тот ему:
- А какое тебе дело? Хошь убью, хошь нет - не твое дело."
вывод: по праву собственника, самодурство
в - "видит - мужик собаку давит:
- Мужичок, вы пошто шшенка мучите?
- А твое како дело? Убью вот, телячьих котлетов наделаю."
вывод: в целях наживы
4. Реакция мамули на сыновьи приобретения:
а - "- Ах ты дурак этакой! - закричала на него старуха.- Ступай же из дому вон, ищи себе хлеба по чужим людям!" (в результате Мартынка, уже отработав 3 года у попа за мешок песка, спас от огня змеиного царя дочь)
вывод:не в стиле русских матерей и вообще русских женщин. А что бы было, если Мартынка еще и Змею притащил?
б - "Пришел Семен домой и выпустил змею из-за пазухи. А мать как увидела змею, так на печку залезла и даже побранить сына не может: у нее язык отнялся с испуга. Змея же Скарапея заползла под печку, свернулась там и уснула. Вот и стали жить - собака белая да кошка серая, Семен с матерью да змея Скарапея, а всего пятеро. Невзлюбила мать Семена Скарапею-змею: то есть ей не даст и воды не поставит, то на хвост наступит."
вывод: а это в стиле многих
в - "- Мама, я змея купил.
Матка язык с перепугу заронила. На стол забежала. Только руками трясет. А змея затенулась под печку и говорит:
- Ваня, я этта буду помешшатьсе, покамес хороша квартира не отделана.
Вот и стали жить. Собака бела да кошка сера, Ванька с мамой да змея Скарапея. Мать этой Скарапеи не залюбила. К обеду не зовет, по отчеству не величат, имени не спрашиват, а выйдет змея на крылечке посидеть, дак матка Ванькина ей на хвост кажной раз наступит."
выводСкарапеюшку жалко
5. Куда, к кому и почему отправилась первая жена героя:
а - "Пусть мой муж в бедности остается, а меня унесите за тридевять земель, в тридесятое царство, в мышье государство. От одного стыда не хочу здесь жить!"
вывод: этакий снобизм, и не к кавалеру полетела, а в одиночество, ибо стыдно ей с Мартынкой жить было (почему именно мышье - не знаю).
б - "Возьмите эти хоромы да и мост хрустальный и перенесите их туда, где живет Молодец из Молодцов." (на самом деле - приемный сын змеиного царя - Аспид).
вывод: не устояла перед соблазном, влюбилась, будучи замужней женой.
в - "Возьмите меня в этих хоромах, да и с мостом и поставьте среди городу Парижу, где мой миленькой живет."
вывод: а у этой барышни до замужества был кавалер заграничный.
6. Концовочка
а -
вывод: очень жестокое убийство. Отец-таки родной, а не дрогнул.
б - "Все и было исполнено, как приказано Семеном. Хоромы его стали на место, а в них оказалась молодая царевна с Аспидом своим. Ну ушли они из Семеновых хором, пошли жить к отцу царевны, - куда же еще? Аспид же, как узнал, что это царевна кольцо потеряла, так от злости превратился в змею-гадюку. И не мог он обратиться в молодца, потому что не проходила в нем злоба на царевну. Так и остался Аспид гадюкой; он только и делал, что шипел на царевну и бранил ее.
вывод: вполне себе заслуженный итог.
в - "Так все и стало. Дом стеклянной и мост хрустальной поднело и на Русь поташшило. Та царевна со своим дружишком в каком-то месте неокуратно выпали и просели в болото."
вывод: непреднамеренное убийство.
Здесь вариант Афанасьева (самый распространенный):
http://katynbooks.narod.ru/rns/index.html#rns80 А вот еще один Афанасьевский вариант с доброй всепрощенческой концовкой - его у меня нет в бумажном варианте - (Вот вышел он на крылечко; перекинул с руки на руку колечко - выскочило триста молодцев и сто семьдесят богатырев и спрашивают: «Что прикажете работать?» - «Принесите царевну назад со всем дворцом, и чтоб все было на старом месте и об одну ночь сделано». Царевна встала поутру и видит, что она на старом месте, испугалась и не знает, что ей будет? А ее муж приходит к царю: «Ваше царское величество! Как будем царевну судить?» - «Зять ты мой милый! Усовестим мы ее словами, и живите себе, поживайте да добро наживайте!»):
http://subscribe.ru/archive/lit.kids.rns/200706/29110521.html А здесь интересно и развернуто о вариантах Афанасьева:
http://sparrow-grass.livejournal.com/327031.html Вариант Платонова:
http://www.ilibrary.ru/text/2377/p.1/index.html Вариант Шергина (без купюр):
http://lib.ru/TALES/SHERGIN/r_volshebnoe_kol_co.txt Вот иллюстрации из моей домашней коллекции "Волшебных колец"
А вот еще и мультфильм напоследок:
Click to view