Очень интересная статья, тоже давно над этим голову ломала. Как известно, первым программистом была женщина. И первый компилятор изобретён женщиной. Язык Cobol, на котором больше всего было написано строк кода, также женское изобретение. При изучении алгоритмов зачастую выясняется, что их автор женщина, хотя редко бывает, чтобы алгоритм назывался её фамилией. (Может, женщины менее привязаны к фамилиям и их популяризации? Коль скоро у их дочерей с высокой степенью вероятностью будет уже другая.).
И в целом, есть ощущение, что это по своей сути женская профессия. Чем-то похожая на «традиционные» женские занятия: например, чем кулинарный рецепт не алгоритм? Или вязка ажурного узора? А к обучению нейросетей напрашивается аналогия: воспитание детей. Опять же, много есть других женских профессий, связанных с расчётами, как например в экономике.
И странно, что при этом сейчас программирование считается преимущественно мужским занятием. Возможно, авторы статьи правильно вычислили одну из основных причин (побочный эффект популярной маркетинговой стратегии, долгое время ориентировавшей компьютеры и игры на мальчишек). Мы обычно не отдаём себе отчёта, но для успеха в той или иной профессии важно иметь перед глазами примеры других успешных людей, с которыми можно себя мысленно ассоциировать. Впрочем, могли влиять и другие факторы, например, такие как страх излучения мониторов (раньше много ходило слухов, как оно вредно для будущих мам).
В комментарии выдвинули версию о том, что мужчины потеснили, когда выросла зарплата в отрасли. Но тогда этот процесс не происходил бы так синхронно в разных странах, в разных экономических условиях. Кроме того, например, в финансах зарплаты высокие, но и женщин очень много. А у китайцев дешёвая рабочая сила, это «демпинг» при входе на относительно новый рынок, чтобы освоить свою нишу, и отнюдь не факт, что при росте зарплат их кто-то вытеснит. В другом комментарии выдвинули противоположную версию, что женщины меркантильны, а для изучения программирования нужно начинать интересоваться из спортивного интереса. Причём эту версию невнимательным образом предложили к фотке, на которой изображён большой женский коллектив, обсчитывавший результаты первых американских спутников - надо полагать, в качестве работы, а не просто так.
Чем-то напоминает ситуацию с компьютерными играми, которые тоже долго считались развлечением для мальчишек. А когда компьютеры уже появились в каждом доме, и в том числе у девочек, выяснилось, что играть они любят ничуть не меньше, хотя предпочитаемые жанры другие.
Оригинал взят у
ffddff в
Что случилось с женщинами в информатике? Натолкнулась на любопытную статью. Статья скорее на подумать, чем претендующая на строгую научность. Но все же любопытно.
Прошу прощения за кривой русский.
Оригинал:
http://www.npr.org/blogs/money/2014/10/21/357629765/when-women-stopped-coding В современной информатике в основном мужчины. Но так было не всегда.
Множество пионеров вычислительных наук -- люди, которые программировали первые компьютеры -- были женщинами.
В течении некоторого времени количество женщин изучающих информатику росло быстрее, чем количество мужчин. Но в 1984м году что-то изменилось. Процент женщин в информатике перестал расти а затем даже упал, несмотря на то, что доля женщин в технических областях продолжала расти.
Что случилось?
Мы провели несколько последних недель пытаясь ответить на этот вопрос, но не нашли одного конктретного и ясного ответа.
Но вот хорошее место, чтобы начать: доля женщин в информатике начала падать примерно в то же самое время когда персональные компьютеры появились в домах США в значительных количествах.
Те ранние персональные компьютеры не были чем-то существенно большим, чем игрушики. Можно было играть в пинг-понг или простые шутеры, может быть немного писать. Эти игрушки были маркетированы почти полностью для мужчин и мальчиков.
Эта идея, что компьютеры -- для мальчиков, стала историей которую мы рассказываем сами себе о компьютерной революции. Она помогла определить кто такие гики, и создать техническую культуру.
Фильмы, такие как Weird Science, Revenge of the Nerds и War Games все вышли в 80х. Выводы их сюжета равнозначны следующим: неловкие гики, мальчики-гении, используют техническую смекалку, чтобы победить невзгоды и врагов и чтобы завоевать девушек.
В 1990х исследователь Джейн Марголис опросила сотни студентов факульета Computer Science (Информатика -- прим. пер.) университета Carnegie Mellon, который имеет одну из самых топовых программ в США (реально вышак для инженеров и иже с ними -- прим. пер.). Она выянила, что семьи более охотно покупали компьютеры для мальчиков, чем для девочек, даже если девочки были сильно увлечены компьютерами.
Это сильно повлияло на этих детей, когда они пошли в университет. Так как персональные компьютеры стали более обычным явлением, профессора информатики все более часто предполагали, что студенты выросли, играя с компьютерами дома.
Патрисия Ордонез (Patricia Ordóñez) не имела дома компьютера, но она была математическим виртуозом в школе. "Моя учительница осознала, что я была очень хороша в решении задач, поэтому она вытаскивала меня и еще одного мальчика заниматься продвинутой математикой", говорит она. "Мы занимались математикой вместо отдыха!"
Поэтому, когда Ордонез поступила в Carnegie Mellon в 80х, она решила, что она будет заниматься или computer science или electrical engineering. Затем она взяла свой первый урок и поняла, что большинство парней в ее классе были намного впереди нее, потому что они с детства играли с компьютерами.
"Я помню один раз я спросила вопрос у профессора, профессор остановился, посомтрел на меня и сказал, "Ты уже должна знать это"," она вспоминает. "И я подумала, что у меня никогда не получится преуспеть."
В 70х такого бы никогда не случилось: профессора в классах предполагали, что их студенты пришли ни с чем. Но в 80х это изменилось.
Ордонез закончила этот класс, но получила первую С (аналогично оценке "3" -- прим. пер.) в своей жизни. В конце концов она бросила программу и перешла на факультет иностранных языков.
Более чем через 10 лет она снова вернулась к компьютерам. Она нашла учителя и в конце концов получила PhD. in computer science. Теперь она профессор информатики в университете в Пуэрто Рико.
=============
Ещё на эту тему
=========
Космические компьютеры
В связи с годовщиной «Спутника-1» почитал за историю первых ИСЗ, и набрел на фотографию космических компьютеров, использовавшихся для
расчетов траектории и обсчета результатов первых американских «Эксплореров». Вот они:
http://www.nasa.gov/mission_pages/explorer/computers.html До появления ЭВМ слово computer - «вычислитель» - означало человека, вооруженного арифмометром, таблицами и логарифмической линейкой, производившего вычисления. Работа оплачивалась довольно дешево, и нанимались на нее в основном девочки сразу по окончании школы.
Источник.
===========
Куда пропали все женщины-программисты?======
Англоязычная статья о книге «Когда компьютеры были людьми» (When Computers Were Human) о том, как по-разному складывалось общественное мнение о женщинах-математиках в разные времена. Например, в начале XX века вычисления считались женской работой, а мощность компьютеров можно было измерять в «девочко-годах» (girl-years), тогда как за несколько десятилетий до того, наоборот, считалось, что женщины не могут осваивать математику.
Приводятся исторические примеры. Например, трое французских математиков, рассчитавших в XVIII веке дату возвращения кометы Галлея, разбив сложный расчёт на много малых шагов, которые можно было обсчитывать параллельно. Большую часть этой работы среди них сделала мадам Лепот, ассистентка, не получившая за это академического признания.
Из более современных примеров - Лос Аламос, где жён учёных привлекли на ранних стадиях для объёмных математических вычислений Манхеттенского проекта.
The Age of Female Computers, David Skinner, 2006.