О русских сказках

May 29, 2014 20:00

На днях тоже чего-то задумалась на тему русских сказок.

Интересно, как они возникли. Например, в книге, исследующей мифы разных народов, читала о древнегреческом мифе про сыновей некого царя, отправившихся к оракулу, который очень явно похож на известный русский сюжет про трёх сыновей, отправившихся в поход за невестами. Возможно, выражения про «тридевятое царство, тридесятое государство» относятся к многоостровной Греции. Учитывая некоторые другие подробности, например то, что собственно цари в России были недолго - от Ивана Грозного до Петра Первого - и не выглядят прототипами для сказок, думаю, что и в самом деле некоторые сказки - это переложенные и видоизменённые древнегреческие мифы. Но тогда возникает вопрос, как и когда они проникли в Россию. Как минимум это предполагает высокий уровень образования в весьма отдалённые времена. Вероятно, во времена новгородской республики, имевшей сильные торговые связи с Европой.

В той же книге было также описание финских эпосов, похожих по сюжету на известные русские сказки, но сейчас точно не помню какие. Собственно, книга посвящена исследованию подобных сходств мифов и сказок разных народов.

Оригинал взят у feruza в Сказка
Изучаем с младшим учебник по литературному чтению.

Сказка, которую помню с детства. Иван-царевич и братья его пошли искать жар-птицу, которая воровала яблоки из папашкиного сада.
Волк съел коня и совестливо решил возить Ивана на загривке и давать ему советы.
Дальше надо было взять Жар-птицу - то есть украсть! Но не трогать клетку. Клетка такая красивая и дорогая, что жадность фраера губит. Ивана хватают, тамошний царь его стыдит за воровство, на что Иван в лучших отечественных традициях говорит: а чо, вам можно - а нам нельзя? При этом простая деталь, что там яблоки клевала безмозглая птица, а тут на воровство пошел царский сын, - но Ивана не доходит. Дальше все повторяется с конем и уздечкой. Опять Иван не может не свистнуть уздечку, просто потом что она же золотая и в драгоценных камнях. Дальше - с Еленой Прекрасной. Елену никто не спрашивает, хочет ли она иметь отношения с незнакомыми ей мужиками. Добро бы еще царем, а то вороватым недорослем.
Дальше почему-то порядочных царей, которые были готовы не отрубить вору-Ваньке руку, а простить его в обмен на Елену или Коня, - злобно обманывают, подсунув волка-оборотня.
Дальше на спящего Ивана набегают братья - а там вся семейка бандитская. Ивана убивают, Елену умыкают. Волк хватает ворона и вороненка. Сцена мерзкого шантажа - убьем твоего малыша, ворон, если не принесешь нам живой и мертвой воды. Дальше хеппиенд, честный пирок и свадебка.

Ну, словом, средневековая безнравственность и беззаконие.

Ладно бы. Сказка.

Но ведь задания под текстом просят выбрать качества Ивана и братьев. Мол, кто жесток, а кто хорош. И ответить на вопрос - почему Ивану досталось все хорошее в этой жизни?

Вор, жадина, обманщик и шантажист, - грустно сказал Темка. - Самый приличный человек тут Волк, но и он шантажист.

мнение, Россия, сказки, перепост, культура

Previous post Next post
Up