нашла в "Русском репортере"
интересный репортаж о жизни небольшого северного народа - юкагиров. Читала, просто не отрываясь. Совсем другая жизнь, другие приоритеты, другие ценности. Словно читаешь какой-то эпос народов Севера и даже не представляешь, что всё это происходит вот прямо сейчас.
Несколько отрывков, кому интересно - можно прочесть по ссылке в начале поста, фотографии Татьяны Плотниковой.
"Юкагиры - автохтонное дотунгусское население Восточной Сибири, живущее здесь с неолита. Они кочевали отдельными семьями, жили в юртах и полуземлянках, охотясь и рыбача по берегам рек. Каменными орудиями пользовались до прихода русских. Культура сохраняла древнейшую архаику - культ предков и шаманов, жертвоприношения собак, «вороний эпос». Здесь, в холодных таежных просторах Восточной Сибири, до самого недавнего времени жила культура каменного века. Когда умирал юкагирский шаман, его тело разрезали на части, мясо сушили и раздавали как талисман, а деревянное туловище, на которое сажали голову, одевали в нарядную одежду и ставили в жилище в качестве иконы.
До прихода русских юкагирские племена были рассеяны по огромной территории от Лены до устья Анадыря. Две вещи, принесенные казаками, стали катастрофой: спирт и оспа. У коренных жителей Сибири не работает алкогольдегидрогеназа - фермент, разрушающий алкоголь в крови, поэтому они мгновенно спиваются. Действие алкоголя было аналогично героиновой наркомании, и именно водка стала главной валютой торговцев пушниной.
Но главное - жители Сибири не знали инфекционных заболеваний и не имели к ним иммунитета. Грипп, корь, сифилис, проказа… Самой страшной была оспа, в XIX веке ее эпидемии выкосили почти все юкагирское население. К революции остались лишь два юкагирских племени, живших очень далеко от цивилизации, в самых холодных местах на Земле. Южные, из рода Зайца, охотились в тайге в верховьях Колымы, а северные, из родов Гуся и Алая, кочевали с оленями в тундре между Колымой и Индигиркой.
...
Последний снег 10 июня, первый - 10 июля. Полгода ночь, минус 50.
- А летом комаров знаете сколько? - говорит вождь. - Дети развлекаются: бегают сквозь тучу гнуса и смотрят, как силуэт затягивается.
Как вообще люди могли поселиться здесь?
.....
Видно, что по характеру они совсем разные. Чукчи - крутые, ни малейшего сходства с героем анекдотов они не имеют. Больше напоминают кавказцев, чем сибиряков: взрывной характер, гордость, независимость. Чукчи были единственным из сибирских племен, оказавшим отчаянное вооруженное сопротивление русским. В плену они убивали себя и, как говорят, если бы русские не отступили, поголовно ушли бы в Америку. Чукчи никогда не подписывали никаких договоров с Россией и не платили ясак.
Юкагиры совсем другие - субтильные, с мягким характером. Йохельсона поражало обилие среди них людей, подверженных «арктической истерии» - странной психической болезни, для которой характерно измененное состояние сознания. Они легко впадают в транс и поддаются гипнозу. Обычно молодые казаки ради шутки гипнотизировали юкагиров и заставляли их делать какие-нибудь непристойности.
Уникальная особенность юкагиров - то, что у них была своя письменность. Их идеографическое письмо ни на что не похоже - ни на азбуку, ни на иероглифы, скорее, на узоры, которые, задумавшись, рисуешь на парте. Использовались они для писем - любовных и охотничьих.
...
Государство любит хвастаться, что численность северных народов у нас растет, но это полная липа. Алеуты, айны, камасинцы, кереки, сиреники, юги уже вымерли. Эскимосы, нивхи, кеты, ульчи, ороки, орочи, негидальцы, нанайцы, наукане, удэгейцы, алюторы, ительмены, энцы, юкагиры буквально на грани исчезновения. Долгане, эвенки, эвены, ханты, манси, нганасане, селькупы, коряки, шорцы окажутся в таком же положении через десять лет.
....
Летит дымок над юртой, хрипло лают замерзшие собаки. Это бесконечная, пустая изнанка Земли, где ничего нет, кроме холода, черных лиственниц, мха, серых скал и комаров. И абсолютной свободы человека наедине с духами. Чтобы их видеть, нужно ничего не знать. Тогда ты видишь их ясно, они рядом, всюду.