Приведу довольно обширную цитату:
«День прошел, как и вообще-то проходят дни, я убил, я тихо сгубил его своим примитивным и робким способом жить; несколько часов я работал, копался в старых книгах, в течение двух часов у меня были боли, как и вообще-то у пожилых людей, я принял порошок и порадовался, что удалось перехитрить боль, полежал в горчей ванне, вбирая в себя приятное тепло, трижды получил почту и просмотрел все ненужные мне письма и бандероли, проделал свои дыхательные упражнения, а умственные упражднения из лени сегодня отставил. Часок погулял и увидел на небе прекрасные, нежные, редкостные узоры перистых облаков. Это было очень славно, так же как читать старые книги, как лежать в горячей ванное. Но в общем день был совсем не чудесный, отнюдь не сиял счастьем и радостью, был просто одними из этих давно уже обычных и привычных для меня дней - умеренно приятных, вполне терпимых, сносных, безликих дней. …очень доволен таки нормальными половинчатыми днями, как сегодняшний, благодарно сидит у теплой печки, благодарно отмечает, читая утреннюю газету, что и сегодня не вспыхнула война, не установилась новая диктатура … он благодарно настраивает струны своей заржавленной лиры для сдержанного умеренно радостного почти веселого благодарственного псалма, которым нагоняет скуку на своего чуть приглушенного бромом половинчатого бога довольства, и в спертом воздухе этой довольной скуки, этой благодарности, безболезненности они оба, половинчатый бог клюющий носом, и половинчатый человек, с легким ужасом поющий негромкий псалом, похожи друг на друга, как близнецы»
С одной стороны довольство и размеренность жизни прекрасна. В каждом человеке есть желание к мирным, тихим дням, когда он может контролировать ситуацию. Когда новости с их ужасающим контекстом не врываются в жизнь. Подобная жизнь притупляет и заглушает потенциал человека. Вялая текучесть жизни делает из людей - простолюдин (мещан). Их личность, кажется для них простой и обычной. Главный герой - Гарри, постоянно пытается стряхнуть с себя пыль, которая оседает на него в процессе мирной и беззаботной жизни. Он ищет потенциал, сокрытый в нем. Познание себя возможно лишь, как выразился иной автор «в пограничных зонах». Как по мне, Гарри отчаялся найти себя и решил закончить жизнь выходом, т.е. самоубийством. Но тут в его жизнь врывается молодая девушка, которая превращает его в беззаботного, гулящего, пьющего, праздношатающегося старика.
Все начиналось с классической музыки и умных книг, закончилось алкоголем, наркотиками, сексом. Как совершить такой переход? Милости прошу к чтению. Не ожидал от Гессе подобного. Поначалу книга напоминала размышления Мартина Идена. Самокопание, поиски истины, неудовлетворенность окружающим, мысли о самоубийстве. Как итог двух разных книг - убийство. Вот в убийстве они похожи, так как каждый из авторов думает о смерти как о выходе. Смерть - это избавление.
В человеке живет множество «я». Они разные, противоречивые. Вначале для главного героя, кажется, что в нем лишь дуализм - разделение на хорошее и плохое, на движущее и тянущееся начало к доброму, духовному и манящее к злому, кровожадному, названное им Степным волком. В процессе самосознания ему открывается истина о том, что в нем живет множество «я», которые движут им. Каждое из них хочет руководить и первенствовать. К чему это привело героя, можете прочитать в концовке книги. Так уж случилось с Гарри, но можно и по другому. В каждой ситуации человек облекается в личину (надевает маску). То он маленький мальчик, то философ, строгий родитель, романтик - все это говорит о многогранности человека. Нужно понять собственную личность и собственные устремления, для того, чтобы, когда они проявляются сквозь наше тело не конфликтовать, а признать их существование.
По сравнению с «Игра в бисер» - эта книга лучше. Но… не настолько, чтобы я ее перечитывал.
Герман Гессе "Игра в бисер"