Когда море хранит тайны...

Jul 30, 2014 03:00

Шнелльбот «S-35» на Средиземном море, 1942 г.

Катер прежде успел поучаствовать в операциях в Ла-Манше и на Балтике (в т.ч участвовал в потоплении советской подводной лодки С-3 в июне 1941 года).
28 февраля 1943 года «S-35» погиб со всем экипажем в районе Бизерты. Точная причина гибели неизвестна, скорее всего подрыв на мине.
В воспоминаниях корветтен-капитана Фридриха Кемнаде, командира 3-й флотилии "шнелльботов" (3. Schnell-bootflottille), эпизод гибели катера описан весьма подробно:

"В 23.14 мы видим по левому борту сильное свечение моря и предполагаем, что там находятся вражеские торпедные катера. Не видя противника, мы открываем огонь.
В 23.15  раздаются  ответные   выстрелы. В свете вспышек мы видим три трубы - это крейсер или эсминец. Противник идет на восток, из-за плохой видимости его силуэт едва различим. Чтобы избежать тарана, мы ставим дымовую завесу и отворачиваем на север. В 23.18 противник прекращает стрельбу и исчезает из виду. Двумя минутами позднее я собираю флотилию, что6ы развернуться фронтом и идти на восток.
«S-35» идет в 400 метрах справа от флагманского катера, «S-55» движется у меня в кильватере. В 23.25 «S-35» перестает откликаться на УКВ. «S-55» сообщает, что катер пропал из виду. Мы продолжаем идти на восток со скоростью 30 узлов и видим в 23.27 вражеский эсминец, идущий тем же курсом. На нем работает радар, по которому мы ориентируемся.
Начинается погоня за эсминцем. В 00.11 мы поворачиваем на курс 90 градусов, а 9 минут спустя я передаю радиограмму на «S-35»: «Действовать в одиночку. Осторожно, два эсминца с радарами». В половине первого я получаю радиограмму от «S-35», отправленную в 00.03: «Назовите точку сбора». Я даю ответ, сообщая наш курс и скорость....
.....В 01.50 я получаю радиограмму от «S-35», отправленную в 00.46: «Тревога квадрат 7685». Спустя 10 минут катер сообщает: «Эсминец западным курсом, потерял контакт». Мы предполагаем, что речь идет об обстрелявшем нас эсминце, который мы заметили по свечению воды.
В 02.20 мы получили из штаба приказ занять пози ции в поясе охранения - один наш конвой находится около Палермо, а второй в районе Бизерты.  В 02.50 штаб сообщает, что наш конвой прибывает в порт в 2 часа ночи. Поэтому я от­даю всем катерам приказ в 05.00 лечь на обратный курс. В 05.05 мы повора­чиваем на юг и идем домой со скоростью 25 узлов.
Флагманский катер прибывает в Бизерту в 06.50, «S-55» следует за ним в 07.34. Третий корабль не по­является до 8 утра, и я запрашиваю по радио о его местонахождении. Свой запрос я повторяю несколько раз, и полтора часа спустя мы понимаем, что с кате­ром что-то случилось. В 09.45 мы с «S-54» и «S-55» выходим в море на поиски товарищей. Я направляю штаб просьбу задействовать в поисках самолеты.
Мы идем на запад к тому месту, где находился «S-35» в поясе охранения. В этот момент капитан «S-55» сообщает, что в 02.20 еще вел переговоры с пропавшим катером; кроме того, его радист принял на частоте рядом с нашей волной однократный сигнал бедствия «М». Этот сигнал означает столкновение с миной. В 12:22 мы ложимся на восточный курс и прочесываем пространство восточнее пояса охранения. В 13.05 мы видим несколько дрейфующих мин, которые успешно расстреливаем.....
.....В 15.20 мы видим четверку Ме-109, направленных нам на помощь.
В 17.07 «S-55» докладывает, что видит плавающий кусок обшивки катера. Мы подходим к нему и понимаем, что это часть борта машинного отделения. Мы ложимся на курс 120 градусов, чтобы найти место гибели и, если удастся, часть экипажа. По характеру обломков - правильный четырехугольный  кусок подводного борта - мы делаем вывод, что команда сама окончательно затопила свой катер.
В 17.25 мы продолжаем поиски, двигаясь по ветру курсом 315 градусов. Спустя 20 минут мы находим  кусок обшивки длиной 5 метров, который принадлежал переднему машинному отделению и топливному баку. Мы продолжаем поиски, убежденные в том, что экипаж находится в спасательной шлюпке. В 17.47 мы находим шлюпку; ремни не использованы, сверху лежит полутораметровый кусок киля. Нет никаких признаков того, что в лодке кто-то находился, следы использова­ния полностью отсутствуют.
В 18.13 мы поворачиваем на юг, надеясь обнаружить спасательный плот, который, возможно, двигал­ ся в сторону суши. К сожалению, до наступления тем­ноты мы не обнаруживаем ни экипаж, ни спасательные жилеты, ни другие обломки «S-35». Мы возвраща­емся в Ферривилль.
Судя по всему, катер наткнулся на мину. Его гибель в результате боя с вражескими катерами исключена, поскольку это наверняка было бы замечено флотилией. Сохраняющийся в течение нескольких дней юго-восточный ветер, по всей видимости, гонит дрейфующие мины из больших минных полей Сицилийского пролива.
Весь мой опыт подсказывает, что из экипажа в 25 человек кто-то должен был уцелеть, тем более что шлюпка найдена совершенно не использованной. Я прихожу к выводу, что какие-то особые обстоятельства побудили капитана самостоятельно взорвать катер с уверенностью в том, что экипаж спасут, - в противном  случае он принимал бы меры к спасению корабля до тех пор, пока не подоспели бы наши катера.
Прослушивание английских новостных передач в ближайшие недели не принесло никакой информации о том, что немецкий катер потоплен, а часть его экипажа спасена - как это было в ноябре 1940 в случае с «S-38». Но мы не теряли надежды, что уцелевшие спасены британцами. К сожалению, эта надежда не оправдалась - весь экипаж катера во главе с обер-лейтенантом цур зее Штольценбургом погиб.
Из итальянской истории войны на море мы знаем. что в ночь с 27 на 28 февраля британский минный заградитель «Абдиэль» поставил заграждение из 160 мин северо-западнее Бизерты. Можно предположить что «S-35» наткнулся на одну из этих мин, поскольку флотилия действовала как раз в районе заграждения."