Оригинал взят у
rimdan в
Стругацкие. Дьявол среди людейСтругацких, похоже, тоже заботила тема "силы, которая хочет зла, и вечно совершает совершает благо". Человек, долго и много страдавший, а потом еще и побывавший в Чернобыле (в повести, правда, он называется Полынь-городом) становится носителем этой самой силы. Он наказывает всех, кто поступает плохо, начиная от хулиганов до партийных чиновников. Вот так, без всяких фантастических изысков, лучей, озарений. Причем, контролировать дар сам он может с трудом.
Сначала жертвой пал один партийный функционер, потом второй. Однажды погибла целая собачья стая. Ребенок, который стал злобно избивать другого, и так далее. Жертвы либо умирали, либо становились идиотами. Носителя дара пытались изолировать, уничтожить, но все попытки провалились.
Атмосфера угнетающая - грустная и пессимистическая. Тут и про еврейский вопос и про "перегибы на местах", и про самодурство и невежество начальства. В общем, есть все плохое , что породила советская номенклатурная традиция. Пару раз поднимается тема про детскую жестокость. Есть тема про войну, про то сколько горя она принесла. А еще, что меня порадовало, что в повести есть люди, которые готовы жертвовать собой ради других - врачи. Они попытаются вступить в переговоры, повлиять на носителя страшного дара, чтобы избежать жертв.
Авторы как бы говорят: "Ну что может выйти из человека, если над ним издеваться разными способами? Да если он выживет,. из него получится такой монстр, который пожрет его создателей". Кстати, в конце есть намек на то, что была засекреченная программа по выращиванию человека-оружия. В 90-х много повылезало всяких монстров - продуктов эпохи, которые потом принесли много зла. Может Стругацкие со своим пророческим даром пытались предупредить и об этом. Маленький забитый человек получил право карать. Причем только карать, а не делать добро.
Надо бы быть добрее друг к другу, а то и не такие чудовища появятся.
Цитаты:
"Ещё в первую военную зиму к нам пригнали целый детский дом из Западной Украины. И Кима угодили туда. Нет, ничего плохого про это заведение не скажу. Из детдомовцев этих вышли совсем неплохие люди. Тот же майор С., например. Или (на свою беду) первый секретарь нашего горкома… Ну, конечно, и сволочи вышли, не стану называть фамилии, они подохли уже и пусть горят вечным огнём. Все они умирали тяжело, и не мне, их врачу, вещать на весь свет то, что мне о них рассказывали и тем более в чем они в предсмертном бреду мне признавались. О мёртвых, как известно, либо ничего… А почему, собственно? Впрочем, речь не о них. Ну-с, Ким у нас угодил в этот самый детский дом к пацанам из Западной Украины. И там его, конечно, как завзятого кацапа принялись было нещадно бить. Походя оскорблять, мочиться в его постель, отнимать еду. Дело известное. Мальчишки и звери - одна потеря".
Про начальников: "Был он отпетым невеждой (образование, как говорится, ЦПУ плюс ВПШ), но и те жалкие крохи знаний, что чудом удержались в его черепе, ухитрялся весьма ловко приспосабливать к своим нуждам насущным. Ей-Богу, своими ушами довелось услышать. На заре его туманной юности некий энтузиаст-педагог сумел заставить его заучить известные жалобно-горделивые строки: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» Из строк этих Барашкин сделал такой вывод. Раз авторитетные люди считают, что для понимания России ум не нужен, значит, так оно и есть, а нужен ум для того, чтобы понять, где и что в России плохо лежит, измерить это аршином не общим, а своим собственным и пользоваться соответственно".
"Да, боги нынче повывелись. И я при всей своей мощи никакой не бог. Бедный разум мой человеческий, не поспевает он за этой мощью. С другой стороны, можно было бы и гордиться. В моём лице создался невиданный юридический прецедент. Во всём мире (и у богов тоже) принцип какой? Устанавливается преступление, и за него следует наказание. Сто тысяч лет этот принцип действовал, и тут возник я и его перевернул. Я не устанавливаю преступление. Доказательством преступления является моя кара. Казнён - значит, злоумышлял. Лишён разума - значит, преступил".