Существуют большие преступления и маленькие преступления.
Иногда маленькие преступления выглядят большими, а
большие преступления едва можно заметить.
Самое главное - определить, что есть что.
Терри Пратчетт, "К оружию! К оружию!".
Любой человек демократических взглядов, взглянув на этот снимок, скажет, что справа на нём изображён человек, ведущий
безответственную политику, которая нарушает международные нормы и угрожает безопасности целого региона, не говоря уже об экономике страны, которую он возглавляет. Слева же запечатлён демократически избранный лидер свободного государства, который не ограничивается проблемами своей страны, но и активно высказывает позицию по мировым вопросам: в числе прочего, он жёстко критиковал Россию за агрессию против Украины и обеспечил её президенту холодный приём на саммите G20.
Увы, всё не так просто.
Разумеется, с негативной характеристикой, данной правому персонажу фотографии, не придёт в голову спорить ни одному адекватному человеку. Проблема в том, что Тони Эбботт, нынешний премьер-министр Австралии, ничем его не лучше - а то и похуже. Но если Сами-Знаете-Кто ведёт непримиримую борьбу с независимостью соседних государств и со свободной мыслью, то Эбботт возглавил крестовый поход против природы собственной страны - и, в конечном счёте, всего мира.
Природа Австралии успела перенести два страшных удара со стороны человечества: сначала пришедшие около 70 тысяч лет назад аборигены уничтожили всю удивительную мегафауну этого континента (ряд исследователей продолжают верить в то, что причиной были климатические изменения - но их точка зрения выглядит всё более неубедительной). Второй удар был нанесён европейскими колонистами: распашка земель, вырубка лесов и завезённые виды (кролики - лишь вершина айсберга) поставили на грань исчезновения (и уничтожили) многие уникальные формы растений и животных.
С середины XX века австралийцы как будто начали понимать, какое биологическое богатство оказалось в их руках, и приняли меры по его охране: развилась сеть национальных парков и питомников для редких видов, на государственном уровне были утверждены законы, направленные на защиту живой природы. Даже несмотря на этот сдвиг во взглядах проблем оставалось немало - о них можно прочитать, например, в книге Джареда Даймонда "Коллапс", в главе "Добывающая Австралия" - но первом десятилетии XXI века австралийская система охраны природы была одной из лучших в мире.
Пока в 2013 году к власти не пришёл Тони Эбботт.
Представитель либеральной (как причудливо значение этого слова мутирует от страны к стране!) партии, он считает охрану природы дорогостоящей чушью, которая только мешает ведению бизнеса ("Зелёная идеология наносила вред нашей стране в течение десятилетий" - дословная цитата из его речи). Его заслуги и инициативы на посту премьер-министра говорят сами за себя. Итак, за неполные полтора года у власти Эбботт:
- утвердил план по сбросу пяти миллионов тонн отходов угольной промышленности в районе Большого Барьерного Рифа. (В итоге план был отменён).
- попытался ради промышленных рубок лишить охранного статуса 74 000 гектаров тасманийских лесов, являющихся частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. При этом Эбботт лично врал на международном уровне о том, что эти леса деградировали и никакой ценности не представляют - комиссия же МСОП показала, что 85 их процентов находятся в естественном состоянии, а около половины вообще не затронуты деятельностью человека. (В результате инициатива правительства Австралии была отклонена Комитетом по Всемирному наследию ЮНЕСКО - для этого ему потребовалось менее десяти минут. Справедливые унижение и позор для австралийской дипломатии).
- отменил успешно работавший налог на выбросы углекислого газа и отказался от обязательств Австралии по сокращению выбросов CO2 (к слову, Канада, премьер-министр которой героически не стал пожимать руку Сами-Знаете-Кому, отказалась от сокращения выбросов ещё несколько лет назад).
- отказался от пожертвований во всемирный Климатический фонд (но позже был вынужден уступить).
- поддержал развитие угольной промышленности Австралии, несмотря на то, что уголь является одним из наиболее агрессивных для климата видов топлива.
- ввёл мораторий на создание новых национальных парков и охраняемых территорий.
- сократил финансирование природоохранных программ и исследований дикой природы.
- серьёзно ослабил ряд законов и законодательных актов, направленных на защиту местных экосистем (ослаблены запреты на расчистку аборигенной растительности, разрешена коммерческая деятельность и добыча полезных ископаемых в национальных парках и т.д.).
- провёл неэффективную и противоречивую программу отлова акул для защиты отдыхающих на пляжах (если кто не в курсе - большинство видов акул находятся под угрозой исчезновения из-за коммерческого вылова ради плавников и прилова при промысле других видов рыб).
- попытался сделать незаконными природоохранные бойкоты продукции экологически безответственых компаний (но потерпел неудачу).
- сделал попытку обложить налогами экологические организации.
- также при нём усилилось преследование экологов и природоохранных активистов, протестующих против промышленной деятельности.
Список впечатляет, не так ли? Не стану бросаться словом "фашист" (хотя очень хочется), но очевидно, что Эбботт, мягко говоря, не в своём уме. На фоне того, что премьер-министр Австралии делает в собственной стране, его "жёсткая внешнеполитическая позиция" выглядит смехотворной и пустопорожней трескотнёй (а, судя по всему, при Эбботте Австралия и вовсе отказалась от самостоятельной внешней политики, приведя её в соответствие с таковой США (для справки - я в целом положительно отношусь к внешней политике администрации Обамы)).
Австралия остаётся демократическим государством, в котором воля одного человека или одной партии не играет определяющей роли, - и поэтому часть инициатив правительства Эбботта была заблокирована. Однако поражает резкость разворота в природоохранной политике, а также масштаб и наглость атак на окружающую среду. Хуже всего то, что этот безумец был избран демократическим путём. Что должно было случиться с мозгами австралийцев, чтобы они проголосовали за партию Эбботта? Сейчас, впрочем, многие из них раскаиваются и удостаивают премьер-министра уничижительными эпитетами, из которых "тяжкий кретин" - самый мягкий. Хочется надеяться, что снизошедшее на них просветление позволит им выбрать в следующий раз адекватного политика и адекватную партию. К сожалению, до выборов ещё несколько лет, и неизвестно, что за это время успеет натворить в собственной стране борец за демократию во всём мире.
Подобнее об этом можно прочитать по некоторым ссылкам, приведённым в следующем списке:
http://news.mongabay.com/news-index/Australia1.html P.S. Возражение в духе "австралийцы имеют право распоряжаться своей окружающей средой так, как захотят" не кажется мне сколько-нибудь серьёзным. Уникальная природа Австралии, как и природа любой страны, принадлежит всему человечеству. К тому же не менее половины австралийцев вовсе не хотят, чтобы их природой распоряжались именно так.