Похоронные обряды до революции, после нее и сейчас: как и зачем мы все это делаем

Jan 24, 2018 12:58


Каждая хорошая идея, которая когда-то приходила вам на ум, уже кому-то до этого тоже приходила. Это касается и похорон. Люди и в корабли трупы клали, и в амфоры запихивали, и в деревянные ящики заколачивали; топили и сжигали, зарывали и откапывали. И это только магистральная линия, параллельно существует неизведанный мир под названием Регион. Там свои порядки и законы: захотели покойнику на лицо блин положить -положили, проволокой обмотать - обмотали. Тема похорон табуирована, к ней не так просто подступиться. Во многом из-за этого Анна Соколова, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела русского народа Института этнологии и антропологии РАН, координатор Лаборатории социальных исследований смерти и умирания, и начала ее изучать: хотелось говорить о том, о чем говорить не принято. Агата Коровина узнала у нее, зачем под покойника клали мешочек с ногтями, где дети сами хоронили детей и нужны ли нам новые обряды в цифровую эпоху.

Читать дальше в журнале "Нож"





Анна Соколова

Анна Соколова

- Откуда берутся нелепые похоронные традиции, которые соблюдают до сих пор, и в чем их смысл - зачем приглашать плакальщиц, занавешивать зеркала?

- Похоронные обряды, да и обряды в целом - это механизмы перехода, они оформляют изменения, которые происходят в социуме. Например, в современном понимании, если пара женится, то это их личное дело. В традиционной же культуре такое действие меняет социальный статус множества людей: родители становятся тестем, тещей, десятки людей приобретают новые роли. Свадебные церемонии должны всех подготовить к этому переходу.

Моменты, для которых существуют обряды, - это травматичные моральные ситуации. Они могут быть позитивными, как свадьба, но все равно это моменты высокого напряжения, их нужно проходить с психологической поддержкой, которой и становятся обряды.

Они очень важны в ситуациях, когда никто не знает, что делать. Во время смерти близкого у всех наступает фрустрация. Тогда человек может взять предложенную культурой роль и играть ее, не думать о том, что ему делать, не чувствовать себя уместным или неуместным, а просто действовать: сейчас нужно плакать, сейчас нужно снять шапку, сейчас нужно нарезать ведро салата; ты не хочешь его есть, но ты все равно будешь его резать, потому что такова процедура. То, что сегодня выглядит как бессмыслица, - закрывание зеркал, открывание окон, подметание, плакальщицы - все это помогает справиться с утратой. Традиционный похоронный обряд - долгий процесс, он продолжается неделю, плюс поминальные дни. Это время помогает человеку стабилизироваться.

Каждая традиция имеет смысл, даже если он не очевиден. Например, приходя с кладбища, моют руки. На кладбище мало чем можно заразиться, если не разрывать могилы недельной давности, но эта традиция и сегодня жива, как и омовение покойника. Он не грязный, но его важно омыть специальной губкой, крестообразными движениями, читая определенные молитвы. Все это ритуальные действия, ритуальная чистота. Кладбище - это пространство смерти, и нужно оградить себя от нее.

- Почему гроб никогда не лежит на полу?

- Потому что земля - это жизнь, а труп - это смерть. Гроб стоит на табуретках, потом его несут на руках, на специальных полотнищах выносят с территории усадьбы или деревни. Губка, которой омывают труп; солома, на которой он лежал; одежда - все это нужно обязательно уничтожить в месте, где они не представляют опасности. Как правило, сжигают за границами полей поселений и до границ следующего -на ничьей земле. Сегодня все эти элементы, конечно, не соблюдаются, но отдельные рудименты все еще есть.

Многие похоронные и поминальные обряды связаны с пониманием того, что будет происходить с душой после смерти. «Хождение Богородицы по мукам» - наиболее близкий к церковным догматам текст на эту тему. По многим преданиям, в загробном мире душа преодолевает путь и достигает некоего места.

Путь часто включает в себя переправу через воду, после нее нужно совершить подъем на гору, часто хрустальную. Забраться на нее непросто, и для этого душе могут пригодиться различные вещи: нитки, волосы, ногти.

У некоторых консервативных групп, например старообрядцев, эти представления до сих пор актуальны. В некоторых общинах принято до конца жизни сохранять свои ногти и остриженные волосы. Их собирают в мешочек, а потом, когда человек скончается, мешочек кладут под голову.



- Это традиционная культура. В постреволюционной России все перевернулось. Например, похороны популярных людей стали использоваться как повод для манифестаций.

- Да, их использовали для политических целей. Похороны Льва Толстого имели достаточно большой резонанс. Правительство очень боялось народных выступлений, студенческих в первую очередь, но реально это ни к чему не привело. Из более поздних историй - похороны жертв Февральской революции на Марсовом поле. И красные гробы, и принципиальный отказ от церковного участия - все это считывалось как манифест новой власти в Петрограде. Хотя это было задолго до большевиков, Ленин еще даже не сел в пломбированный вагон. Но эти паттерны затем использовались большевиками.

Важная история - это еще и похороны Иоффе, советского дипломата, который покончил с собой в момент наступления сталинизма. Именно здесь Троцкий произнес свою последнюю политическую речь перед ссылкой. Он уже не имел доступа к другим трибунам, печатным в том числе. Эта политическая акция имела колоссальный эффект. Безусловно, и политические оппоненты Троцкого также воспринимали это как политическую акцию. Именно поэтому все речи на траурном митинге тщательно стенографировались сотрудниками НКВД.

- Когда большевики взяли власть в свои руки, они стали вводить и красные крестины, и красные свадьбы, и красные похороны, то есть целую обрядовую систему. Как они это объясняли?

- Большевики строили новое общество на научных основаниях, заданных работами Маркса и Энгельса. В них можно найти высказывания по разным аспектам жизни, но о смерти там мало.

В «Диалектике природы» у Энгельса указано, что есть, упрощая, два вида смерти. В одном случае человек умирает и распадается на составные элементы, а в другом - оставляет после себя некий принцип, который продолжает изменять мир после его смерти.

У Маяковского это хорошо выражено в поэме «Владимир Ильич Ленин», где он говорит, что Ленин и сейчас живее всех живых.

Во время Гражданской войны эти идеи приобрели особую актуальность, поскольку похороны революционеров были хорошим поводом для пропаганды. Существовал негласный канон красных похорон. Они обязательно включали в себя гражданскую панихиду, то есть рассказ о том, как проявил себя человек, каков его принцип и каким он останется в памяти потомков.



Читать дальше в журнале "Нож"
Previous post Next post
Up