О музее подводных лодок в Балаклаве

Apr 09, 2020 11:00

Наверное, сама атмосфера Севастополя навеяла мне желание посетить какой-нибудь военный и памятный музей. И таковой нашелся в соседней Балаклаве, которая неожиданно оказалась частью города Севастополя, хотя находится не так уж и близко.





Официальное название этого объекта - военно-исторический музей фортификационных сооружений, а в народе просто музей подводных лодок. Что не очень корректно, учитывая, что в самом музее сейчас практически нет никаких лодок.



Но сначала до музея надо добраться. Обычно такие объекты находятся где-то в центре города, но оказавшись в Балаклаве я поняла, что в данном случае это не так. Чтобы попасть в вышеназванный музей нужно было преодолеть какой-то пустырь, стройку, старую железную дорогу. Я шла одна, и чувствовала себя крайне некомфортно. Тем более, что там явно что-то трещало и рушилось, а других людей вокруг меня не было и в помине. Ни одного человека. В связи с чем у меня возникло ощущение, что я иду куда-то не туда.





Но шла я правильно, и в итоге оказалась на набережной и увидела перед собой довольно внушительный вход в музей, сразу производящий впечатление своей монументальностью.





А по другую сторону бухты были видны очень симпатичные балаклавские домик и много плавсредств, на которых всем туристам сразу же начали предлагать прокатиться. К слову, на улице было холодно, поэтому желающих на водную экскурсию не обнаружилось. Пришедшие мечтали поскорее войти в музей, чтобы согреться и спастись от ветра.





Однако не рассчитывайте на тепло внутри музея, там градусов 15. В момент моего посещения на улице было еще холоднее, поэтому люди были одеты по погоде. Но если вы надумаете заглянуть в музей летом, то лучше там не появляться с голыми ногами, также вам понадобятся кофты и куртки, потому как можно здорово замерзнуть. Кстати, в музей также можно попасть и по воде на лодочке, но мне такой способ путешествия представляется странным, все ж это не Венеция, романтики никакой...



Пока я ждала экскурсовода, основательно изучила всю информацию вокруг входа. Кто бы мог подумать, что у наших вооруженных сил есть свой храм...



Кстати, по поводу экскурсовода. Без него в музей попасть невозможно, что в данном случае очень даже обоснованно. Я бы не рискнула передвигаться в таком сооружении самостоятельно. Это не совсем привычный для нас музей, там можно и заблудиться, и забрести не туда. В общем, гулять одному по этим коридорам небезопасно.



Изнутри музей поражает с первого взгляда, - огромные пространства, широкие коридоры, гулом отдающиеся шаги. Голос экскурсовода теряется где-то вдалеке. Атмосфера мрачная. Не смотря на простор чувствуешь себя где-то в казематах. Мне сложно представить, что здесь когда-то реально работало много людей, которые ходили сюда каждый день! И как только выдержала их психика... Тем более, что и надписи на стенах не прибавляют позитивного настроения, о котором здесь явно никто не заботился.







Я еще не сказала главного - назначения предприятия, которое существовало тут до музея. Именно здесь во времена холодной войны обслуживали и ремонтировали подводные лодки, в том числе, работая и с радиоактивными материалами. Понятно, что ранее местонахождение такого стратегически важного объекта было строго засекречено. Официально предприятие называлось объект 825 ГТС, по-простому - городская телефонная станция. И по словам экскурсовода даже в самой Балаклаве далеко не все знали, что это такое на самом деле. Говоря откровенно, я в этом сразу засомневалась. Скорее всего, местные люди все прекрасно знали, но благоразумно делали вид, что не в курсе.



Мне кажется нужно иметь немало мужества, чтобы иметь под боком радиоактивное предприятие, в котором в случае малейшей ошибки может произойти утечка, и продолжать жить неподалеку, а тем более там работать.



Почему я думаю, что люди могут этого бояться? Просто когда я впервые рассказала, что просто сходила в такой музей, некоторые знакомые сообщили мне, что я сошла с ума, и там может быть какая-то радиация. Однако я не думаю, что кто-то стал бы делать экскурсии в этом случае, и вообще работать в этом месте. Сейчас все это несложно измерить с помощью дозиметров. И экскурсовод сказала, что в Балаклаве никогда не было утечек, люди работали аккуратно, поэтому уровень радиации "в горе" даже ниже природного.



Но страхи все равно остаются, поэтому когда мы подошли к красному коридору, где работали с радиоактивными материалами, мне кажется, все почувствовали небольшой дискомфорт. К счастью, никто не сбежал, потому что бежать там было некуда.



Почему для такого важного объекта была выбрана именно Балаклава? Бухта имеет уникальное расположение, со стороны моря она не видна. Кроме того, предприятие построено прямо в горе Таврос, что позволяет замаскировать его еще лучше.
Вот так примерно я себя и ощущала внутри этого объекта - как хозяйка медной горы, исследующая огромный исторический комплекс. Мне даже не нужны были подводные лодки, чтобы получить эти впечатления, было достаточно просто окружающей обстановки. Кстати, одна небольшая подводная лодка все-таки там была - мини-вариант, модель Тритон. Такие лодки были нужны для доставки водолазов в районы проведения операций.



Кстати, в двух словах расскажу, как здесь ремонтировались подводные лодки. На территории расположен сухой док, который сначала заполнялся водой, туда помещали лодку, а потом воду откачивали, и можно было начинать ремонт, который занимал примерно 3-4 недели.



Но как я уже сказала, сейчас настоящих подводных лодок в музее нет, но есть много макетов этих лодок. Я их не фотографировала, потому как макеты на мой взгляд - это не интересно. Также там немало информационных стендов, и даже инсталляций внутренностей подводных лодок, некоторые из них довольно забавные. Например, пульт управления, почему-то названный сказочным именем Садко.





А в минно-торпедной части музея можно обнаружить боевые снаряды. Как я поняла, полосато-красные торпеды - учебные, а зеленые уже настоящие.



Висят здесь и суровые плакаты, напоминающие о временах холодной войны, а экскурсовод подробно рассказывает историю развития ядерного вооружения. Слушать об этом непросто, но что поделаешь - история. История человеческой глупости...





Я не рассказала об еще одном важном назначении этого предприятия. Помимо ремонта подводных лодок, оно могло еще и укрыть их во время атомной войны, но не только их, а еще около 3000 человек. И помимо этого нанести еще и ответный ядерный удар. Мне даже писать страшно о тех сценариях, которые продумывали люди, создавая этот объект.



За толстыми непроницаемыми дверями можно спрятаться надолго. А таких дверей в данном месте очень много, и весят они - тонны.





Но не весь объект доступен для посещения. Какие-то казематы остались мною неисследованными, и кто знает, что там творится, но скорее всего - все разваливается...



Выйдя из музея на свежий воздух я почувствовала, словно гора упала с плеч. С одной стороны, впечатлений было - море, а с другой, сложно думать о таких вещах и соприкасаться с ними, особенно когда ты не суровый воин, а невинная туристка, просто старающаяся передать свои эмоциональные впечатления широкой публике.



Рекомендую ли я сходить в этот музей? Интересующимся военной историей - однозначно да, любителям ярких впечатлений - тоже да. Это же по сути беспрецедентно, что такой объект открыт для изучения всем желающим. Но если вы хотите просто отдохнуть и расслабиться, то лучше туда не ходить. Музей вызывает разные эмоции, в том числе и тревожные, там внутренне собираешься и начинаешь думать о чем-то глубоком и серьезном. А нужно ли это в отпуске? Решать вам.

необычные музеи, Балаклава, Крым, южный тур по России, Севастополь

Previous post Next post
Up