Feb 09, 2010 21:57
Холодно. Приехала из Дома на Родину. Ностальжи. Старые друзья, знакомые лица, привычные места. И все это поглощает, возвращает в течение времени этого города. Как-будто ты от него был оторван и вновь слился..с этим ритмом.. тихим, спокойным, как стук сердца у спящего человека.
Инта. Она такая. Красивая, сильная, молчаливая.. Зима - это всё её великолепие и гордость! Мороз 30-40 градусов, искрящийся в свете фонарей снег, замёрзшие деревья.. и каждая веточка покрыта тонким слоем инея и льда.. бедняги не выдерживают такой тяжести и склоняются над тропинками, образуя белоснежные арки. И каждый, кто здесь вырос или здесь побывал.. и увидел это царство снега, это северное сияние, кто услышал и понял этот город, невольно оставляет в нём частицу себя. И всякий раз, возвращаясь, он так же невольно воссоединяется с ней и восстанавливает дыхание в такт.. ровное и как-будто уставшее, даже сонное.. Инта быстро постарела,несмотря на свой небольшой возраст - слишком много тяжести перенесла она на своих плечах.
Статус города получен в 1954 году, но первое поселение было еще в 1940-м. Поселение геологов. Здесь обнаружили залежи энергетического угля. В 43-м началась добыча. Первый эшелон был отправлен в осажденный Ленинград. А шахты и железные дороги строили заключенные ГУЛАГа. Думаю, можно не рассказывать о нем. Это надо знать. Как написал Солженицын в своей книге.."Архипелаг ГУЛАГ" : <<...те же самые руки, которые завинчивали наши наручники, теперь примирительно выставляют ладони: "Не надо!.. Не надо ворошить прошлое!.. Кто старое помянет - тому глаз вон!" Однако доканчивает пословица: "А кто забудет - тому два!">>
Заключенные рыли водный канал..женщины и дети. Сейчас мы видим остров, окруженный широкой рекой. На нем детские аттракционы и парк. Но там не бывает шумно.. Железная дорога. Можно только представить чего она стоила, скольких жизней, судеб. Теперь по ней каждый день отправляются поезда. И редко кто задумывается об истории. Иногда вспоминаю слова из краткого протокола А. Пастуховой,я нашла его: "..каждый метр железного полотна когда-то был оплачен страданиями и кровью. Ясный солнечный день, казалось бы, должен увести от таких мыслей, но одна деталь за окном, воспринимающаяся рефреном, настойчиво возвращает к ним. Деревянные столбы старых линий электропередач, стоящие на болотистой почве тундры, не просто покосились, - они надломились метрах в двух от земли, уткнувшись верхушками в землю. Бесконечной чередой эти столбы сопровождают поезд, как символ загубленных жизней, как памятник многим и многим, строившим эту дорогу и оставшимся в этой земле... Все в этих местах напоминает о лагерях, страдании, о трагическом в истории."
Советский союз. Заключенные. Но не преступники. Тогда сажали за горсть зерна, за неаккуратно брошенные слова как то "хлеб черствый" или "живем плохо", за упавший со стены портрет Сталина. В наш Интлаг ссылался,можно сказать,свет и интеллигенция страны. Ученые и военачальники, врачи, инженеры, музыканты и певцы, артисты, архитекторы.. Они и строили город, поэтому у него особая архитектура. До сих пор стоят здесь первые деревянные резные дома. Много нестандартных, красивых решений. Особую историю хранит водонапорная башня,которая теперь является символом города.
Когда уже велись работы по строительству фундамента, проект случайно увидел заключенный Артур Тамвелиус, швед по национальности, личность талантливая и разносторонняя. Его арестовали как агента германской разведки. В 46м он попал в Инту. Великолепный дизайнер, декоратор и человек отменного вкуса, Тамвелиус заявил, что такие башни ставят только на товарных станциях, чтобы заправлять водой паровозы, но никак не в центре поселка.., и принялся за работу над чертежами. Через несколько дней вид башни преобразился. Строили её 2 года.. люди разных национальностей - русские, украинцы, немцы, евреи, литовцы, эстонцы, венгры..,поэтому между собой прозвали Вавилонской.
Помню,мой учитель рассказывал,что в шар основания шпиля была заложена капсула, обмотанная газетами,фольгой и залитая смолой. В ней - фотографии, схемы лагерей, фамилии начальников и строителей,труды и открытия ученых, продолживших свои исследования в лагере,которые спасли во многом науку.
В капсуле была история о том, как из ГУЛАГа появилась Инта, послание потомкам со словами "на память дальнего будущего. простите нас!" Когда в 1957м на шпиль устанавливали звезду, шар сняли. Прораб подобрал шар и сохранил капсулу. Что за документы были в ней, он не знал. Вскрыли их лишь в 1991 году.
Времени прошло не так много. Но сейчас особенно грустно об этом вспоминать. В изначально "шахтерском" городе закрываются шахты..,осталась одна, и то судьба её не известна.. Уезжают люди.., город словно умирает.. как-то тихо и безропотно..
"Как пусто на улицах.." - первое, что по приезду бросилось в глаза, и каким-то глухим ударом отразилась внутри.
Инта, родная, любимая.. что она может сделать.. только молча смотреть на себя..,как одинокая девушка на свое отражение в зеркале..,и принимать неумолимое течение времени..
Эти строки я посвятила своему городу:
Ночь тихая, чуть слышен шепот
Сияющих на небе звезд,
Деревьев безнадежный ропот
На обжигающий мороз.
Дыхание твое заметно
По их чуть движимым ветвям,
Твой воздух - лёд,и не понятно
Качающимся фонарям
За что тебя простые люди
С теплом внесли в свои сердца..
За что же так тебя мы любим?
За душу...,милая Инта.
Она перенесла изгнанье
Искусства гениев. Инта
В себя впитала их страданья..
Трудом их создана она.
Их судеб отпечаток вечно
Хранит Инта. Идут года..,
Пусть кто-то в путь их пустит млечный..,
Ты - не забудешь! Никогда..
Я знаю, есть люди, которые любят свой город, каким бы он ни был, и хотят, чтобы Инта жила, развивалась, распрямляла свои плечи, раскрывала свою красоту и процветала! Но хватит ли у них сил? Хотелось бы верить. Кто,если не мы..
Инта,
обо мне