Всю ночь я корпел над свой диссертацией (лытдыбр)

Jul 21, 2020 04:11

Сегодня в час ночи я наконец-то сел писать свою первую статью по истории стекольной промышленности, а именно - про инновации, технологии и ноу-хау в бельгийской стекольной промышленности в 19 веке. "Наконец-то", потому что я готовлюсь к ее написанию уже несколько месяцев. Собрал огромную стопку выписок, но вот сесть и начать писать никак не мог. Нельзя просто так взять, и написать статью! Прокрастинация - наше все. Хотя какая тут, прости господи, прокрастинация - до дедлайна еще почти месяц!

Это будет моя вторая научная публикация. Первая была посвящена истории строительства подземного трамвая в Антверпене (тема моей дипломной работы). После долгих мучений она вышла в журнале Stadsgeschiedenis (Городская история). Мелочь, но приятно.

Жаль, что объем статьи, над которой я сейчас работаю, очень-очень небольшой - десять страниц всего! Не авторских листов конечно, а просто страниц в ворде. Одним словом - "это несерьезно". У меня на одно вступление уже две страницы ушло. Придется наступать на горло собственной песне... Но зато я планирую потом на основе этой стать писать более подробную и объемную для международного англоязычного журнала.

Вот думаю еще часиков до шести поработать над статьей, а потом можно и на боковую. Завтра (формально - уже сегодня, конечно) у нас Национальный праздник (O dierbaar België / O heilig land der vaad'ren...), можно будет отсыпаться. Хотя для меня особой разницы нет. Я и так работал либо дома, либо в разъездах по архивам, а на формальном месте работы (в Антверпенском университете) бывал не слишком часто (это нормально). Ну а с самоизоляцией и вовсе перешел на домашний режим. В принципе мне, сове и интроверту, такое только в радость. Можно работать по ночам (никто не отвлекает, телефон не звонит - красота же!).

Вот только невозможность ходить по библиотеками и архивам постепенно начинала раздражать. Только на прошлой неделе начал ходить. Но пока это сплошной геморрой (пардон) - нужно резервировать место и материалы чуть ли не за неделю. И сидеть в читальном зале в маске!

На прошлой неделе съездил по трем адресам:

В библиотеку Лёвенского Католического университета. Смотрел там одну диссертацию по экономической истории Бельгии. И вовсе даже не про стекло, а про строительство железных дорог, при этом не в самой Бельгии, а в Конго. Но интересную для себя информацию нашел! При этом я ее уже смотрел раньше, когда на третьем курсе писал курсовую про "Хлопковую компанию Бельгийского Конго". Тогда я там ничего особо интересного для себя не нашел, зато в этом раз - вполне. Вот он, бесценный опыт! Если бы я свое время не писал курсовую про хлопок в Конго, то об этой диссертации я бы и не узнал. Заодно для души взял пару книг про Японию в Азиатском отделе.

В Государственный архив Бельгии. Смотрел документы Администрации шахт Министерства промышленности (как ни странно, стекольные заводы входили в ее сферу отвественности). Очень много интересного, но... только до 1852 года! После этого стекольные заводы вывели из компетенции Администрации шахт (куда - непонятно). Шаг, наверное, логичный - но для меня очень большой облом. Получается, что первая половина 19 века задокументирована лучше, чем вторая! Такой вот парадокс. Впрочем, кое-какую документацию по второй половине 19 века я нашел в городском архиве Шарлеруа. Там я практически уже как свой - вхожу со словами Bonjour, c'est moi, votre flamand (Добрый день, это я, Эдичка ваш фламандец)! Еще я там как-то разговорился с архивариусом, спросил есть ли у них документы по истории строительства в Шарлеруа скоростного трамвая (тот, который формально "легкое метро"). Сказали что есть, и много! Готовы были мне принести. У меня аж "слюнки потекли". Так и хотелось сказать - "да ну его это стекло, лучше буду писать про трамваи". Но боюсь - руководитель не поймет... Вообще на первых порах мне было сильно стремно ездить в валлонские архивы. Не, я в курсе, что они там не кусаются - но своего владения языком я сильно стеснялся (пассивно понимаю французский без проблем, особенно письменный, а вот активное владение хромает на обе ноги). Но ничего, везде меня принимали очень радушно!

В библиотеку Антверпенского университета (внезапно!). Изучал данные по Всебельгийской промышленной переписи 1910 года. Да, не спрашивает меня, почему они хранятся именно там. Тоже достаточно много интересного.

В ближайшем будущем нужно будет еще съездить в Государственный архив, посмотреть пару патентов на стеклоплавильные печи. А еще - в Королевскую библиотеку, посмотреть подшивки Moniteur Indiustriel de Charleroi ("Промышленный монитор Шарлеруа", была такая газета с промышленным уклоном, выходила с 1880 года).

Еще нужно будет съездить в архивы Музея стекла в Шарлеруа и Музея старых технологий в Гримбергене. Но вот когда это станет возможно - непонятно абсолютно. Судя по всему, на Бельгию надвигается вторая волна коронавируса, правительство уже начинает говорить о новом ужесточении мер :( В этом архиве хранится уникальный документ - записная книжка инженера Оппреманна. Он известен (вообще-то не очень известен, но я верну ему известность) тем, что разрабатывал новые типы стеклоплавильных печей. А еще он увлекался теософией, выучил санскрит и писал симфонии. Талантливый человек талантлив во многом (хотя увлечение теософией я не разделяю)! Сам он был немцем, много работал в Великобритании и США, потом осел в Бельгии и влился в среду стеклопомышленников Шарлеруа. Интересная личность! Записи в его записной книжке на трех языках, немецком английском и французском.

И самое обидное - не могу встреться с одним интересным человеком. Последним представителем династии стеклопромышленников Шарлеруа. Знатным стекловаром, так сказать. Династия, правда, не очень старая - занималась стеклом только с 1860 года. Были династии, которые непрерывно занимались стеклом с начала 18 века! Зато у него хранится очень интересный семейный архив, частью которого является архив "Бельгийского союза стеклопромышленников" с момента основания во второй половине 19 века.

Дедушка живет в Шарлеруа, ему девяносто лет, но он активен - пользуется интернетом, недавно даже написал две генеалогические монографии про историю двух династий стеклопромышленников Шарлеруа. Надеюсь, что у него все хорошо. Я списался с ним пару месяцев назад, и по понятным причинам до сих пор не смог встреться, хотя он обещал не только предоставить мне свой архив, но и вообще любую помощь. Но все-таки (не хочу быть циником, но...) встречу с девяностолетним человеком не следует откладывать слишком долго. Наверное, нужно будет написать ему, может он сможет сфотографировать и переслать электронно хотя бы часть своего архива?

Вот такие у меня успехи на поприще изучения истории бельгийского стекловарения, если кому-то это интересно.
Previous post Next post
Up