Лытдыбр академический. И немного про Японию (Иокогаму)

May 02, 2020 00:25

Всю прошлую неделю я практически не вставая писал годовой отчет. Отчет о работе над диссертацией и прочих академических «активностях», а не о том, о чем вы могли подумать. Сказать, что у меня не было желания его писать - ничего не сказать. Думаю, что человек, который с удовольствием пишет годовые отчеты (вне зависимости от темы) еще не родился. Но в конечном итоге я даже оказался доволен результатом. Успел аккурат к дэдлайну. Так что сижу довольный.

А еще я доволен от того, что внезапно объявился один англичанин, с которым я пересекался на воркшопе в ноябре прошлого года. Он тогда проявил очень активный интерес к моей теме. Он и сам занимается промышленной историей Англии, в основном на примере Шеффилда и Мидлендсов в целом (сам работает в Университете Йорка). Я просто готов умереть от зависти! Серьезно.

В итоге за неделю мы успели обменяться несколькими мэйлами, в которых он сообщил мне массу полезной информации. Конечно, не конкретно по Бельгии, но в по части теории и методологии и международного контекста. Вообще работа у меня в целом получается в русле британской историографии, как ни странно. В итоге выходит, что я, работая во фламандском университете, изучаю историю Валлонии (те, кто знаком с политическим контекстом Бельгии, должны понимать, насколько эта ситуация, скажем так, необычна) по британским лекалам. It all makes sense. Такой вот enfant terrible бельгийской исторической науки.

Еще этот англичанин раз за разом напоминает, что ему интересна моя тема, и просит держать его в курсе прогресса. Очень так активно просит. Ну неужели мне наконец встретился человек, которому реально интересна тема моей работы? О моем непосредственном руководителе я, к сожалению, не могу сказать этого с уверенностью. Его стиль руководства можно характеризовать двумя фразами: «Пиши, как хочешь» и «Как хочешь, так и пиши». То есть с одной стороны он дает мне творческую свободу (в рамках темы, т.е. истории оконного стекла), с другой особой помощи от него не дождешься. Все - сам. В итоге я и с темой определился только к концу первого года, и сейчас чувствую, что сильно (иногда кажется - безнадежно) отстал. Такое чувство, что моему руководителю просто пофиг.

Кроме того, еще в ноябре (то есть при нашей первой, но, надеюсь, не последней встрече) этот англичанин говорил мне, что у него и его исследовательской группы много контактов с людьми, которые занимаются промышленной историей. При этом не только в Великобритании и Европе, но и по всему миру. Даже в Японии кто-то есть! Когда я это услышал, у меня аж звоночек в мозгу зазвонил.

Конечно, он перед мной ничем не обязан, и может снова исчезнуть на полгода или насовсем. Но я надеюсь, что связь будет поддерживаться. Такие контакты нужно ценить!

В результате у меня сейчас такой прилив энтузиазма, какого, кажется, не было полгода. Если б не карантин - с понедельника опять побежал бы по архивам. Впрочем, мне пока и так есть, чем заняться. Более чем.

Осталось пережить 6 мая. 6 мая будет ежегодная экзекуция - собрание моей «докторантской комиссии». Собственно, для нее я отчет и готовил. Самое паршивое, что в состав комиссии входит одна очень неприятная тетка-профессорша. Не знаю, почему, но у меня с ней очень напряженные отношения. При этом - с самой первой встречи, буквально с первой лекции. Еще когда я учился в Брюссельской университете, она вела один предмет. Хотя никаких конфликтов ни разу не было, и отметки она мне ставила хорошие. Но напряжение всегда буквально висело в воздухе. Какая-то иррациональная антипатия, при этом, как мне кажется - взаимная. Когда я сдал ей последний экзамен, то выдохнул с огромным облегчением, думая, что распрощался навсегда. А оно вот как вышло… Ну и как вишенка на торте - тема, которой я хотел бы заниматься в будущем (не буду углубляться в детали, но это нечто на стыке промышленной истории и истории архитектуры) находится аккурат в ее сфере компетенции. Т.е. с весьма высокой вероятностью я еще буду пересекаться с ней.

Сегодня для снятия стресса я практически весь день сидел перед телевизором (Нетфликсу - слава!). Старый Стартрек рулит. А еще пересмотрел несколько анимех. В том числе - «Со склонов Кокурико». Да, я знаю, что это мелодрама про школьников и для школьников. А меня цепляет атмосферой! Именно благодаря этому аниме я еще до поездки в Японию влюбился в Иокогаму, и в особенности - в район Ямате, с которого Кокурико (основное место действия аниме) и было срисовано. С тех пор Иокогама - mon amour! И действительно, посещение реальной Иокогамы меня не разочаровало. Более того, Иокогама стала для меня чуть ли не самым сильным впечатлением поездки. Конечно, там нет таких храмов, как в Киото, но… Субъективные впечатления не обязаны соответствовать объективным критериям исторической и художественной ценности! Теперь Иокогама для меня - город юности. Не только той «анимешной» юности, но и исторической. Ведь во второй половине 19 века, когда Япония открылась миру, именно Иокогама стала ее главным окном в мир. Этот исторический период ассоциируется у меня с молодостью (такая вот «Япония молодая»), а сама Иокогама была молодым городом в самом прямом смысле города - она возникла одновременно с открытием Японии. Удивительное было время! В загадочную восточную страну стали стекаться разного рода предприимчивые люди и просто авантюристы. Здесь они селились в «иностранном поселении», которое находилось… на холме Яматэ, то есть на тем самых «склонах Кокурико»! До 1899 года иностранное поселение было настоящим автономным городком, который был населен экспатами из Европы и Америки и жил по своим законам. Такой вот «чайна-таун наоборот» (хотя, конечно, «джапан-таун»). Здесь у тех, кого еще не так давно официально считали «западными варварами», были свои школы, церкви (англиканская и римско-католическая) и свое кладбище. После 1899 года экстерриториальный статус «иностранного поселения» отменили, и зесь постепенно начали селиться и японцы. Но при этом «городок» сохранял свой европейский характер. Даже японцы жили здесь в домах в европейском стиле. Иокогама - и в особенности Яматэ - стала настоящим местом диалога культур. Именно здесь впервые в Японии появились первые «западные диковинки», от уличных фонарей до мороженого, хлеба и пива.

С тех пор в Яматэ сохранилось не так уж и много - с десяток жилых домов (зато практически все они открыты для посещения, при этом - бесплатно), обе церкви, парк в европейском стиле (разумеется, в европейском стиле). Есть и совсем маленький музей (буквально две комнаты, своим наполнением скорее напоминающий нечто среднее между антикварным магазином и чердаком со старым хламом). При этом все эти здания были построены уже в начале 20 века, так что от «иностранного поселения» даже формально ничего не осталось. Но атмосфера того времени, которое в Европе известно, как «прекрасная эпоха» (конец 19 - начало 20 века до Первой Мировой войны; моя любимая историческая эпоха), там жива до сих пор - по крайней мере такими были мои ощущения.





Один из "европейских" домов Яматэ (и его интерьер)



Музей Яматэ (у меня вызывает ассоциации с домиком Мумми-троллей :)





Домик в парке Яматэ. Сейчас - минимузей тенниса. Именно здесь был открыт первый теннисный корт в Японии. Функционирует до сих пор.



Англиканская церковь



Римско-католическая церковь



Кто смотрел аниме - тот поймет ;)

Кстати, «живо» и сообщество потомков тех пионеров, приехавших в Японию сто пятьдесят лет назад. Конечно, среди гуляющих по улицам Иокогамы людей европейской наружности абсолютное большинство будет туристами либо недавними экспатами. Но какое-то количество прямых потомков «первых поселенцев» живет в Иококгаме до сих пор. В Яматэ даже есть англоязычная школа! Она функционирует с 19 века.

Есть Иокогаме и специализированный архив, хранящий историю «иностранного поселения», и краеведческое общество.

Я обязательно вернусь в Иокогаму! Жаль только, что абсолютно неясно - когда. В прошлом году не сложилось. В этом году поездка по очевидным причинам тоже не состоится. Одно утешение - чем дольше будет ожидание, тем радостнее будет встреча : ) Ну и японский мой будет лучше.

Да, такое вот дело: обычно впечатления от путешествия, каким бы ярким оно не было, со временем все-таки тускнеют. Но с Японией у меня все не так: кажется, что яркость впечатлений со временем только увеличивается! Чуть ли не с каждым днем.

image Click to view


Previous post Next post
Up