Я думаю, что в основном дело в религии. Фламандское движение всегда находилось под очень сильным влиянием католического духовенства и католических политиков. Так что вряд ли они захотели бы войти в состав преимущественно протестантской страны. Да и вообще политическая культура во многом отличается. Фландрия, в целом, исторически более консервативная и правая. Ну и я не уверен, что Нидерланды были бы очень рады присоединению Фландрии. В Нидерландах есть свое католическое меньшинство (впрочем, не такое уж маленькое; в нынешних цифрах - четверть населения), в основном на юге страны, в провинциях Северный Брабант и Лимбург. Если в Бельгии политическая жизнь в 19-начале 20 века в основном строилась вокруг поиска modus vivendi между фламандцами и валлонами, то в Нидерландах примерно такой же поиск компромисса шел между католиками и протестантами. У них там доходило вплоть до "добровольной сегрегации", с отдельными католическими и протестантским школами (плюс к тому у протестантов были внутренние "терки" между разными течениями). Так что теоретическое вхождение Фландрии в состав Нидерландов перевернуло бы всю систему сдержек и противовесов, и сильно сместило бы центр тяжести на юг. Ну а кроме того - Нидерланды отказались от притязаний на какие-либо части бельгийской территории еще в 1839 году.
Правда, было и движение за "Великие Нидерланды", (Groot-Nederlandse Gedachte, буквально - "Велико-Нидерландская идея"; при этом некоторые трактовки этого течения помимо Нидерландов и Фландрии включали в состав "Великих Нидерландов" также территории бывших бурских республик в Южной Африке!), но особой популярностью оно не пользовалось, и было скорее уделом отдельных интеллектуалов, а не частью широкого политического дискурса. Такой точки зрения, например, придерживался известный (в нидерландских кругах) историк Питер Гейл. Но в политической смысле это течение всегда было маргинальным.
Vlaanderland - это поэтическое название Фландрии, в песнях и сейчас иногда используется.
Брабант всегда был католическим :) В результате Восьмидесятилетней войны бОльшая часть Брабантского герцогства осталась в составе Южных Нидерландов. Ныне это - бельгийские провинции Антверпен, Фламандский и Валлонский Брабант и Брюссельский Столичный регион. Небольшая же часть была захвачена голландцами (ну или, с их точки зрения, освобождена) и стала частью Республики Нидерландов. Сейчас это - нидерландская провинция Северный Брабант. При этом вплоть до начала 19 века этот "голландский" Северный Брабант был чем-то вроде "внутренней колонии". Северный Брабант не имел своих представителей в Генеральных Штатах (парламенте) Республики, и управлялся из Гааги. При этом абсолютное большинство населения Северного Брабанта (более 90%) оставалось католиками.
В целом католики с протестантами в Нидерландах уживались, но не на условиях равноправия. Католиков не преследовали физически, но им запрещалось занимать какие-либо политические посты, т.е. политических прав они были фактически лишены. В то же время время католики вполне могли участвовать в культурной жизни. Например, католиком был один из главных нидерландских литераторов золотого века Йост ван ден Вондель. При этом католичество он принял уже в зрелом возрасте.
На католиков распространялся принятый в Нидерландах принцип толерантности и свободы совести. Никто не мог преследовать католика только за то, что он был католиком, или насильно заставлять его перейти в протестантизм. Но в то же время католикам запрещалось "демонстрировать" свою религию. В частности, католические церкви не должны были внешне выглядеть, как церкви. Вот например католическая церковь в Амстердаме. Внешне выглядит, как обычный дом:
А внутри - католический интерьер
Церковь имеет подходящее название - Ons' Lieve Heer op Solder, "Господь-на-чердаке".
После установления конституционной монархии в 1815 году католиков (а также иудеев и всех остальных) формально уравняли в правах с кальвинистами, но процесс становления фактического, а не формального равноправия растянулся практически на весь 19 век. Католики долгое время продолжали считать себя угнетаемым меньшинством, ограниченным в политических правах, если не де-юре, то де-факто.
Как-то так. Я вообще не специалист по истории Нидерландов (только в той степени, которая необходима для понимания истории Бельгии).
Правда, было и движение за "Великие Нидерланды", (Groot-Nederlandse Gedachte, буквально - "Велико-Нидерландская идея"; при этом некоторые трактовки этого течения помимо Нидерландов и Фландрии включали в состав "Великих Нидерландов" также территории бывших бурских республик в Южной Африке!), но особой популярностью оно не пользовалось, и было скорее уделом отдельных интеллектуалов, а не частью широкого политического дискурса. Такой точки зрения, например, придерживался известный (в нидерландских кругах) историк Питер Гейл. Но в политической смысле это течение всегда было маргинальным.
Vlaanderland - это поэтическое название Фландрии, в песнях и сейчас иногда используется.
Reply
Reply
В целом католики с протестантами в Нидерландах уживались, но не на условиях равноправия. Католиков не преследовали физически, но им запрещалось занимать какие-либо политические посты, т.е. политических прав они были фактически лишены. В то же время время католики вполне могли участвовать в культурной жизни. Например, католиком был один из главных нидерландских литераторов золотого века Йост ван ден Вондель. При этом католичество он принял уже в зрелом возрасте.
На католиков распространялся принятый в Нидерландах принцип толерантности и свободы совести. Никто не мог преследовать католика только за то, что он был католиком, или насильно заставлять его перейти в протестантизм. Но в то же время католикам запрещалось "демонстрировать" свою религию. В частности, католические церкви не должны были внешне выглядеть, как церкви. Вот например католическая церковь в Амстердаме. Внешне выглядит, как обычный дом:
А внутри - католический интерьер
Церковь имеет подходящее название - Ons' Lieve Heer op Solder, "Господь-на-чердаке".
После установления конституционной монархии в 1815 году католиков (а также иудеев и всех остальных) формально уравняли в правах с кальвинистами, но процесс становления фактического, а не формального равноправия растянулся практически на весь 19 век. Католики долгое время продолжали считать себя угнетаемым меньшинством, ограниченным в политических правах, если не де-юре, то де-факто.
Как-то так. Я вообще не специалист по истории Нидерландов (только в той степени, которая необходима для понимания истории Бельгии).
Reply
Leave a comment