Манящий Восток

Jun 22, 2019 04:09



Приветствую вас, мои дорогие читатели! Несмотря на недостаток свободного времени, я хотел продолжить описание моего баварского путешествия. Но… Похоже на то, что до Германии очередь дойдет только после того, как я полностью «отпишусь» по Японии. Восток манит, и спустя год эта сила ни разу не уменьшилась. Раз за разом пересматривая фотографии, я вновь и вновь вспоминаю каждый день, и даже - каждый час путешествия. Вот например и эта фотография, хоть и не слишком удачная с технической точки зрения, напомнила мне о прекрасном Киото, где я, не побоюсь высокопарного выражения, оставил частицу моей души.

На самом деле - нет : ) Нет, все, что я пишу о моей неослабевающей любви к востоку - сущая правда (разве что высокопарный стиль я использовал для выражения легкой самоиронии). Вот только фотография эта сделана не в Киото, а вовсе даже в Брюсселе : ) То, что вы видите - так называемая Японская башня (Japanse toren, Tour japonais), часть существовавшего в Брюсселе Музея Дальнего Востока, посвященного искусству Китая и Японии. К превеликому сожалению, писать о нем приходится в прошедшем времени - несколько лет назад музей закрылся на неопределенный срок. Неизвестно, когда он откроется вновь - и откроется ли вообще. Но будем надеяться на лучшее. И - обо всем по порядку.

В 1900 году в Париже состоялась очередная Всемирная выставка. Всемирные выставки были интереснейшим феноменом культуры XIX века (ну а XIX, как известно, продолжался до 1914 года). Можно сказать, что в них концентрировались все парадоксы этой эпохи. Практически все выставки такого рода сочетали три элемента - «прогрессизм», «традиционализм» и «экзотизм». «Прогрессизм» выражался в новинках науки и техники, составлявших ядро каждой выставки, «традиционализм» - в разных «фольклорных» экспозициях (например, на гентской выставке 1912 года был построен целый городок «Старая Фландрия»), «экзотизм» - в разных этнографических экспозициях со всего мира. В общем, эти выставки можно считать квинтэссенцией XIX века, который для западного мира был не только веком технического прогресса, но и веком интереса к собственной истории, и веком «открытия» экзотических культур для широкой публики. А XIX век (и начало XX), напомню, является моей любимой исторической эпохой.

Частью «экзотической» экспозиции парижской выставки 1900 года было так называемое «Всемирное путешествие» (Tour du monde). Здесь были представлены полноразмерные макеты архитектуры разных экзотических культур - ислама, Индии, Китая, Японии (а также, как ни странно, Португалии). Получилось нечто вроде тематического парка. Автором этой экспозиции был французский архитектор Александр Марсель (Alexandre Marcel, 1860-1928).

Одним из посетителей выставки был бельгийский король Леопольд II. Ему так понравилось «Всемирное путешествие», что он решил создать нечто подобное в Брюсселе, причем - на постоянной основе. Начать решил с японской пагоды.

Леопольд II вообще был большим затейником по части архитектуры. Он лично курировал все крупные градостроительные проекты в городах Бельгии, за что получил прозвище «король-урбанист» (в то время слово «урбанист» еще не было ругательным). Строительство пагоды поручили все тому же Александру Марселю.

Далее я не смог однозначно разобраться, перенес ли Марсель башню с парижской выставки, или строил в Брюсселе с нуля полностью новую. Точно могу сказать, что с выставки были перенесены ворота (они видны на заглавной фотографии), где они служили воротами «Всемирного путешествия».

Строительство Японской башни в Брюсселе началось в 1901 году, а торжественное открытие состоялось 5 мая 1904 года, хотя работы по отделке и оформлению продолжались и после этого. Марсель стремился к максимальной аутентичности. Часть элементов оформления, в частности резьба по дереву, были заказаны у японских мастеров в Иокогаме. Впрочем, соблюсти все японские каноны ему не удалось, но мои познания в традиционной японской архитектуре не настолько глубоки, что бы указать на конкретные ошибки.

К моменту открытия Леопольд II уже охладел к своей затее по созданию «тематического парка», и, недолго думая, «подарил башню нации». Нация долго не могла решить, что делать с подарочком. В конце концов в 1909 году башня была передана Министерству Иностранных дел, которое нашло ей вполне подходящее применение - здесь разместили так называемый Торговый музей, посвященный экономическим отношениям Бельгии и Японии. Здесь можно было увидеть образцы бельгийского экспорта в Японию и японского импорта в Бельгию. Торговый музей открылся 1 июня 1911 года, но просуществовал недолго - он закрылся во время Первой Мировой войны. После войны башне опять не сразу нашли применение. Через несколько лет ее передали Королевскому музею искусства и истории, который разместил здесь экспозиции японского искусства. В такой роли башня открылась для публики в 1922 году. Увы, в 1947 году музей в башне закрыли. Точные причины неясны, но, судя по всему, роль играли два фактора. Во-первых, хроническое недофинансирование, во вторых, в то время она (Японская башня) воспринималась, как образец безвкусицы. На протяжении тридцати лет башня стояла закрытой (скажите спасибо, что ее не снесли). Только во второй половине восьмидесятых ее решили отреставрировать. В комплексе с китайским павильоном Японская башня стала частью Музея Дальнего Востока, филиала Музея Искусства и Истории.

Увы, счастье продлилось недолго - в 2013 году внезапно выяснилось, что помещения музея находятся в плохом состоянии, и музей был закрыт! Когда он откроется вновь, и откроется ли вообще - пока, увы, неизвестно. Быть может, опять придется ждать тридцать лет (Бельгия - вообще страна неторопливая). Коллекции были перенесены в запасники Музея Искусства и Истории.

Мне посчастливилось посетить музей в 2012 году, даже точнее - 14 апреля. В тот же день я посетил королевские оранжереи в Лакене (район Брюсселя, где расположен «жилой» дворец бельгийского короля), которые открываются для публики раз в год на пару недель. Но об этом - как-нибудь в следующий раз. Кстати, тогда я еще практически не интересовался Японией. Но в какой-то мере посещение этого музея стало для меня одним из толчков, побудивших интерес к культуре Востока.

Экспозиция музея практически исключительно состояла из фарфора, в Японской башне - японского, в Китайском павильоне - соответственно, китайского. К сожалению, все фотографии экспонатов получились ужасными (смазанными). Я все-таки покажу вам несколько, но специально уменьшу размер, что бы смазанность меньше бросалась в глаза. Таблички я не фотографировал, в фарфор не разбираюсь, так что ничего умного про экспонаты не скажу.













Очень красивая резьба на внешних панелях Японской башни. По стилю напоминает Никко. Подозреваю, что это и есть работа японских мастеров:











Несколько экспонатов японской башни (простите за качество):







Вторая часть бывшего музея - Китайский павильон. Он был построен несколькими годами позже, чем Японская башня (точную дату не нашел). Некоторые элементы оформления павильона заказывались у китайских мастеров в Шанхае, но в общем аутентичности здесь в разы меньше, чем в Японской башне. Интерьер же и вовсе выполнен в духе шинуазерии XVIII века, эдакого рококо с экзотическими мотивами. В Китайском павильоне размещался ресторан. В 1946 году здесь открылся музей китайского фарфора. С 1988 года Китайский павильон вместе с Японской башней составлял Музей Дальнего Востока.

Поскольку Японская башня и Китайский павильон разделены оживленной дорогой, между ними был проложен подземный переход.





Китайский павильон, общий вид.





А это пекинес или мини-лев? :)





Виды на Шанхай Брюссель.



Беседка рядом с павильоном.



Ворота.

Интерьеры (бохато!):







Экспонаты:































А еще в китайском павильоне размещался аутентичный туалет в стиле ар-нуво, при этом туалет действующий! В принципе, музей стоило бы посетить ради одного только туалета.







Третьей частью Музея Дальнего Востока был Музей Японского искусства, размещенный в бывшем служебном помещении бывшего ресторана. Там проводились временные выставки. В момент моего посещения там проходила выставка японских рисунков на бумаге, фотографировать было нельзя.



Музей японского искусства, бывшая подсобка бывшего ресторана в Китайском павильоне.

Япония, Брюссель, модерн, архитектура, бэль-эпок, деревянное зодчество, история бельгийско-японских отношений, Бельгия

Previous post Next post
Up