Пара слов по поводу истории бельгийской стекольной промышленности

Jun 10, 2019 01:43



Картинка для привлечения внимания. На самом деле прямого отношения к Бельгии не имеет, фото сделано в Немецком музее в Мюнхене. Но не думаю, что процесс производства оконного стекла методом цилиндра (а на фото - именно он) в Бельгии принципиально отличался.

Приветствую вас, мои немногочисленные читатели! Что-то мне подсказывает, что настала пора написать пару слов о истории бельгийской стекольной промышленности!


Дело в том, что сегодня я завершил чтение и транскрибирование архивных дел на тему «стекольные мастерские» (есть ли в русском языке слово «стеклодувня»?) из фонда «Администрация шахт» Государственного архива Бельгии. В общей сложности тридцать пять архивных дел, объем - от десяти до восьмидесяти рукописных листов, но в среднем 20-30, процентов 99 - на французском. Хронологически - с 1810-х по 1840-е года, но попадаются и отдельные документы XVIII века, а в одном деле затесались документы аж XVII века. Это все - запросы на право открыть, перестроить или даже просто «поддерживать в действии» стекольные мастерские.

А знаете ли вы, мои дорогие немногочисленные читатели, что в XIX веке Бельгия была, можно сказать, мировой стекольной державой? Без шуток - к концу XIX века Бельгия занимала первое место в мире по производству оконного стекла, при этом 95% продукции шло на экспорт. Второе место занимали США, при этом американская стекольная промышленность во многом была создана бельгийскими иммигрантами.

Вообще, к тому времени спрут бельгийского капитализма окутал своими щупальцами весь мир. Бельгийские фирмы строили железные дороги в Аргентине и Китае, продукция бельгийских заводов поставлялась практически во все страны мира, ну а российские любители транспорта должны быть в курсе того, что в доброй половине городов Российской Империи - опять же, буквально от Казани до Ташкента - трамвайные сети были построены и эксплуатировались «бельгийскими анонимными обществами». Да что там трамваи - парижский метрополитен был построен бельгийцами и оставался в бельгийской собственности до Второй Мировой войны. Бельгийская продукция до сих пор обнаруживается в самых неожиданных местах - вплоть до джунглей Амазонии. Без шуток, железный купол оперного театра в Манаусе был построен бельгийской фирмой. Ну а паровозы и трамваи Made in Belgium можно обнаружить, наверное, в половине стран мира. Хронологически Бельгия была второй индустриализированной страной мира (после Великобритании, разумеется), ну а по общему объему промышленной продукции на рубеже XIX-XX веков Бельгия занимала четвертое-пятое место в мире (по разным оценкам).

Производство оконного стекла было одной из самых успешных отраслей бельгийской промышленности. При этом нужно заметить, что эта отрасль кардинально отличалась от большинства остальных отраслей промышленности. Вплоть до начала XX века производство стекла оставалось практически незатронуто промышленной революцией. Здесь было очень мало механизации, а базовый метод производства оставался неизменным на протяжении двух веков, с начала XVIII века. Этот так называемый «метод цилиндра» пришел на смену более старому «методу дисков». Суть его проста. Стеклодув выдувал большой цилиндр (с позволения сказать, «колбасу»). Цилиндр остужали, отрезали «донышко» и «горлышко», разрезали вдоль, вновь нагревали и «раскрывали», получая таким образом лист стекла. На первый взгляд может показаться, что выдуть «колбасу из стекла» - дело нехитрое. Однако ж труд стеклодувов был в высшей степени высококвалифицированным. Срок ученичества занимал около семи лет (!). Обучение ремеслу начиналось лет в 12-13, и к 20-21 году ученик становился мастером. Впрочем, степени мастера достигали не все. Мастер-стеклодув работал с одним или двумя ассистентами, которых называли «парнями» (gamin). Те ученики, которым не удавалось достичь уровня мастера, оставались «парнями» до конца карьеры.

Профессия стеклодува была окутана практически «алхимической» таинственной аурой. Их сообщество не образовывало формальную гильдию, но при этом напоминало нечто вроде закрытого тайного общества. Их статус был намного выше, чем у обычных ремесленников. Вплоть до того, что с XVI-XVII века статус мастера-стеклодува приравнивался к дворянскому, по крайней мере во Франции и Южных Нидерландах. Было такое выражение, как gentilhomme-verrier, что буквально переводится, как «джентельмен-стеклодув» или «благородный стеклодув». При этом «джентельнмен» было обозначением дворянского статуса. Да, «благородные стеклодувы» действительно вели себя, как дворяне. Они вели свои родословные, имели свои фамильные гербы, им предоставлялось право носить шпагу. Существовало такое выражение, как «la noblesse de la canne», то есть «дворянство стеклодувной трубки», по аналогии с «дворянством шпаги» и «дворянством мантии». Династии многих «стеклодувных» родов Бельгии прослеживаются на несколько веков «в глубину».

К XIX веку этот «квазидворянкий» статус, конечно, утратил свое значение (правда некоторые рода смогли получить «формальный» дворянский статус, например бельгийский род де Дорлодо, который здравствует и по сей день). Тем менее стеклодувы продолжали сохранять статус закрытой касты. В учение принимались только сыновья (в крайнем случае - племянники) стеклодувов. Считалось, что стеклодувное мастерство было «в крови» (il doit être du sang). Именно стеклодувы, а не хозяева стекольных фабрик, определяли кадровую политику. Хозяин фабрики должен был считаться со стеклодувами - в случае забастовки набрать штрейкбрехеорв с улицы было в принципе невозможно. Удивительно, но эта система продержалась до Первой Мировой войны. Окончательно класс гордых стеклодувов вымер только в двадцатых годах, когда были внедрены процессы автоматического производства листового оконного стекла (прежде всего процесс Фурко, а также другие). При этом в других странах, прежде всего в США, которые были главным конкурентом Бельгии на мировом стекольном рынке, различные автоматические и полуавтоматические процессы начали внедрять уже на рубеже XIX-XX веков. Но в Бельгии традиционализм сектора сдерживал инновации до последнего.

Высокая квалификация стеклодувов и их фактическая незаменимость выражалась в очень высоких зарплатах. В конце XIX века стеклодувы получали в среднем от ста франков и больше. Для сравнения, «холодные рабочие» (работники стекольных фабрик, работавшие с холодным стеклом - резчики, упаковщики, подсобные рабочие) получали около двадцати франков. Разница - в пять и более раз! Даже «парни» (ассистенты мастеров-стеклодувов) получали шестьдесят-восемьдесят франков.

О богатстве стеклодувов в Шарлеруа и окрестностях (а именно там была сконцентрирована бельгийская стекольная промышленность) ходили легенды. Были легенды о стеклодувах, которые прикуривали сигары от бумажных денег. Об одном стеклодуве рассказывали, что он оплачивал аккордеониста (а в некоторых версиях легенды - целый оркестр), который каждый день сопровождал его по пути из дома на работу и с работы домой.

Скорее всего тут не обошлось без преувеличений, но современники отмечали, что дома стеклодувов разительно отличались от жилья обычных рабочих. Их дети выглядели здоровыми и, используя выражения того времени, «в определенной степени цивилизованными». Одним словом - разительный контраст с «классическим» пролетариатом промышленной революции.

Но была и обратная сторона. Жили стеклодувы хорошо, но… недолго. Средний возраст смерти составлял 35-40 лет. Умирали, конечно, от болезней легких. Кроме того, практически у всех были проблемы с глазами.

Что же касается технических новшеств, то они, как я уже написал, практически не затрагивали работу самого стеклодува. Еще в начале XVIII века бельгийская стекольная промышленность перешла на уголь. Для своего времени это было революционное новшество. Первой страной, где уголь стали использовать для промышленных целей (в том числе - и даже в первую очередь - в стекольной промышленность) еще в начале XVII века стала Англия. Бельгия в этом плане отстала на сто лет, но в тоже время обогнала остальные европейские страны. Например во Франции основным топливом стекольной промышленности до начала XIX века оставались дрова и древесный уголь.

До начала использования угля стекольная промышленность была по сути «кочующей». Небольшие временные стеклодувни строились в лесах и перемещались по мере истощения ресурсов. По-немецки такое стекло называется Waldglas, т.е. «лесной стекло». Переход на уголь сделал стеклодувни постоянными предприятиями, и в то же время вызывал их концентрацию в регионе Шарлеруа и окрестностей, где добыча угля в промышленных масштабах велась уже в XVII веке (а «кустарным» способом и вовсе с незапамятных времен).

В XIX веке менялась только конструкция печи. В 60-70-х годах начали внедряться печи Сименса, работавшие на газу, примерно десятилетием позже - «печи бассейного типа» (не знаю, как это правильно называется по-русски). До этого стекло варили в глиняных горшках. В новых печах их заменил «бассейн» с расплавленным стеклом, при этом сам процесс варки стекла стан непрерывным.

С химической точки зрения главной инновацией была замена поташа (карбонат натрия, необходимый компонент приварке стекла), который получали из золы деревьев или морских водорослей (!) на «искусственную» соду, которую получали процессом Леблана (с рубежа XVIII-XIX веков) или Сольве (с 1860-х годов, изобретатель этого процесса, Эрнест Сольве был химиком, предпринимателем, и самое важное - бельгийцем).

Таким образом с точки зрения истории техники стекольная промышленность - не самая интересная отрасль (я бы даже сказал - самая неинтересная). Зато интересно изучать историю «стекольных династий», тем более что она прослеживается на «большую глубину». Некоторые стекольные мастера смогли сделать карьеру, превратившись из ремесленников, пусть и уважаемых, в настоящих «капитанов индустрии». Некоторые из них вели дела на широкую ногу, открывая филиалы за границей, например во Франции, или даже в России.



План стеклодувни Пьера Фаллёра (кстати, это одна из давних «стекольных династий» Бельгии) в Лоделинсаре рядом с Шарлеруа, 1830-е годы, Государственный архив Бельгии.

рабочая рутина, история техники, Бельгия

Previous post Next post
Up