Порывшись в нейропсихологической литературе нашла эти самые нормы созревания мозга. Данные были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений от 4-12 лет (привожу в скобках пояснения и «недопояснения», может, кто-нибудь поможет
При исследовании двигательных функций было установлено, что различные виды кинестетического праксиса (кинестизии - мышечные ощущения, праксис - действие; таким образом, кинестетический праксис - это умение повторить по подражанию или вспомнить и повторить позу рук, арт. аппарата и др. групп мышц) соответственно полностью доступны детям уже в 4-5 лет, а кинетического (это уже динамика, переключаемость с одной позы на другую) лишь в 7, причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам.
(Реципрокная координация: попеременное сжимание и разжимание ладоней левой и правой руки, при этом руки лежат на столе ладонями вниз)
Тактильные функции достигают своей зрелости к 4-5 годам , в то время как соматогностические (сома - тело, гнозис узнавание, знание; хотя сомневаюсь, что ребёнок не узнает в 3 года, к какой части тела прикоснулись или, видимо, там оцениваются все пробы: и локализация прикосновения, и проекция прикосновения, и дермолексия) - к 6. Различные виды предметного зрительного гнозиса не вызывают затруднений к 4-5 годам (например,узнать предмет по контуру (его тень) или назвать перечёркнутый предмет);
Естественно, что позднее (6 лет) полностью формируется восприятие наложенных фигур Поппельрейтера и интерпретация сюжетных (особенно серийных) картин.
В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6-7 лет) (видимо, выраженные в предложно-падежных конструкциях, хотя не уверена до конца, что тут имеется в виду), в то время как метрические представления (это, видимо, оперирование единицами измерения) и стратегия оптико-конструктивной деятельности (боюсь неточно объяснить, видимо, это связано с самостоятельным конструированием…), к 8 и 9 годам соответственно.
Объем как зрительной, так и слухо-речевой памяти (то есть удержание всех шести эталонных слов или фигурок после трех предъявлении) достаточен у детей уже в 5 лет; к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов, вне зависимости от ее модальности. Однако лишь к 7 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности. Так в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, качественно искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (т.е. демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок. То же в слухо-речевой памяти: вплоть до 7 лет даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т.е. замен эталонов словами близкими по звучанию или значению.
Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка фонематический слух (7 лет) (это меня немного удивило, казалось, что фонематический слух уже годам к 5 должен быть, хотя не стоит забывать об индивидуальных различиях и том, что действительно в 5-6 лет дети в массе своей ещё взаимозаменяют звуки), квазипространственные вербальные синтезы( по отдельности слова понимаю, но целиком для меня сложно J, может, кто-нибудь пояснит) и программирование самостоятельного речевого высказывания (8-9 лет). Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций как письмо, решение смысловых задач, изложение и т.п.