"Два человека приходят в психологическую лабараторию, чтобы принять участие в исследовании процесса обучения и памяти. Суровый экспериментатор объясняет,что испытываются эффекты наказания при обучении. Требуется, чтобы один из испытуемых обучил другого списку пар слов и наказывал за ошибки, нанося удары электрическим током возрастающей интенсивности. Один из участников- подсадной, именно ему и достается роль ученика. 'Учителю' (настоящему испытуемому) дают почувствовать слабый удар током, а затем он видит, как экспериментатор привязывает 'ученика' к креслу и закрепляет электрод. После этого Учитель и Экспериментатор возвращаются в главную комнату, где Учитель занимает место за генератором тока с переключателями от 15 до 450 вольт. Переключатели помечены 'слабый удар', ... ,'опасно:мощнейший удар' и т.д. На отметках 435 и 450 вольт стоит XXX. При каждом неправильном ответе надо повышать силу тока.
Если испытуемый уступает требованиям экспериментатора, он слышит, как Ученик стонет на 75,90, 150 вольтах. Далее, он кричит, что ему больно, потом отказывается участвовать в эксперименте. При 270 вольтах протест превращается в агонизирующий крик. При 300 Вольтах он кричит, что отказывается отвечать. При 330 -замолкает. В ответ на просьбы учителя прервать процедуру экспериментатор настаивает на продолжении.
В первом эксперименте 25 из 40 мужчин разного возраста и професии дошли до отметки XXX.
В различных модификациях эксперимента итоговая выборка достигла 1000 человек."