t61 in knam

интервью в предвыбороной газете

Sep 11, 2014 20:00


участь всех предвыборных газет и нашего театра в частности))))


Место силы - КнАМ. Короткая пьеса в 3-х актах с афишей, прологом и эпилогом

Афиша

Самая маленькая на Дальнем Востоке театральная труппа, сцена и зал (всего в 26 мест) - это КнАМ. 14-го сентября состоится премьера «Поколение гордости и славы»-2. Спектакль обещает быть как всегда совершенным, но не однозначным. В репертуаре театра - Сартр, Кафка, Радзинский, Дюрренматт и великое авторское «Я».

Пролог

В Комосомольске-на-Амуре вовсю пылало солнцем и исходило хвойными ароматами жаркое и короткое лето, когда юная выпускница одной из средних городских школ с благословения мамы отправилась в Москву учиться «на артистку». Шел 1978 год. Хрупкая советская девочка с Дальнего Востока мчалась в столицу через огромную Державу…

Что с ней стало? Как сложилась ее жизнь? Сожалеет ли она о том, что произошло с Державой? И есть ли в ее жизни сейчас Комсомольск-на-Амуре, спустя почти сорок лет? Спросим об этом у нее самой, у Татьяны Фроловой - бессменного режиссера брендового и известного во всей Европе частного театра «КнАМ» из Комсомольска-на-Амуре.

Акт 1: Как это было?

Татьяна Фролова: С раннего детства ощущала себя режиссером, мама рассказывала, что в 3-4 года я пыталась организовать постановку, а не «блистать» в ней в качестве актрисы. Но все-таки отправилась поступать на актерский факультет. Когда в «Щуке» не прошла в очередной тур, великолепная Лариса Пашкова открыла мне страшную правду: «Девочка! Вы непременно должны поступать на режиссуру! Приезжайте на следующий год». Следующий год был далеко, а в тот момент была Москва, Таганка, Высоцкий, студия Эфроса…

Она не только не пропускала спектаклей «Театра на Таганке», девочке хватало ума и сил понимать, что она в Москве - в эпицентре культуры, возможностей и шансов. Татьяна проводила время в театральной библиотеке с 10 утра до 20.00, глотая всё и всех: Станиславского, Брехта, теорию театра, сценографию, искусство создания сценариев. Но когда истек год, и подошло время поступления «на режиссера», она… распрощалась с Москвой.

Татьяна Фролова: Прощай, Москва! Сказала я столице… Вернулась, поступила в Хабаровский институт культуры. Может быть, это смешно, но я приехала с таким багажом: Таганка, Высоцкий, Эфрос. Поэтому и закончила институт с красным дипломом - Таганка и библиотека сделали меня человеком (смеется). Мне доверили постановку выпускного спектакля самостоятельно. Я тогда жила ощущением, будто именно здесь, в Комсомольске родился последователь духа первостроителей, держатель серебряной нити, связующей поколения… И это - именно я! После моего дипломного спектакля в народном театре Комсомольска главный режиссер Ирина Власова (изумительный художник!) сказала: тебе надо делать «свой» театр. И часть труппы ушла со мной буквально в никуда. А уже 21-го декабря 1985 года родился КнАМ.

КнАМ родился. Но с какого спектакля?! Татьяна Фролова для дебюта нового театра выбрала пьесу Э.Радзинского «Она в отсутствии любви и смерти». Эх, детки и внуки 90-х… Что знаете вы об идеологических отделах парткомов, о цензуре? Что знаете вы о тонкой грани борьбы таланта и партии, божьего дара и государства? Да ничего… Победить в этой борьбе могли единицы. Об этой «единице» - Татьяне Фроловой - мы и продолжим.

Татьяна Фролова: Мне кажется, я подхватила какой-то «ген» Комсомольска. Он - не в крови, не в биологической оболочке. Он - в природном духе этих мест, в силе добровольцев-первостроителей. В несгибаемости тех людей, что были осуждены властью за стремление к свободе. Смешение этих разных духовных потоков - необыкновенный коктейль. Уникальный. Вот нанайские шаманы говорят, что мы разрушили их землю. И правда, много натворили - даже то, что самые красивые места заняли военными производствами о чем-то «сигнализирует». Но когда все нормализуется, силы природы нас защитят.

КнАм живет без гарантированной зарплаты уже четверть века, имея при этом мировое признание. Ау, комсомольчане! Вы - уникальные люди, вы имеете лучший в мире самолет и лучший в мире театр...

Ладно, продолжим.

Акт №2. Предназначение

Татьяна Фролова: Если ты правильно следуешь своему предназначению, судьба будет правильно и благосклонно относиться к тебе. В жизни бы не поверила, что так бывает! Однажды буклет театра попал к французскому журналисту - ведущему театральному критику Франции Жан-Пьеру Тибоде. «Такого репертуара нет в Московских спектаклях!» - решительно воскликнул критик, созвонился с труппой и приехал в Комсомольск. Он пробыл здесь неделю, потребовал кассеты (тогда не было других носителей) и отбыл в Париж.

И вот он - момент истины: за лучший спектакль Татьяна получила в Хабаровске путевку в Париж, где ее просто поджидал неутомимый Жан Пьер. А когда журнал «Кассандра» (самое уважаемое культурологическое издание во Франции) заявил, что в России есть два режиссера и один из них Татьяна Фролова, путь КнАма открылся для всей Западной Европы.

Акт №3. Сделанные из страсти и водосточных труб

Много лет труппа театра это - Елена Бессонова (вместе 25 лет), Дмитрий Бочаров, Владимир Дмитриев, технический гений Владимир Смирнов, который пришел в театр 15-летним мальчиком. Дело в том, что звук, видео, технические ноу-хау в театре - на уровне мировых стандартов, и это несмотря на то, что театр до сих пор использует лампы, сделанные из водосточных труб 30 лет назад.

Татьяна Фролова: на одном из важных европейских театральных форумов за пульт «пускали» только своих - европейских. Наш Володя Смирнов не мог доверить им всю звуковую палитру спектакля и показал: этот рычажок откручивать на 90 градусов, а этот - на 85. А этот - только на 15! И звуковая палитра была так богата и так сотрясала организмы европейцев... Потом участники конкурса требовали именно «этого оператора».

А он наш, комсомольский. Европа трепещет, мы своих героев не знаем, жаль. Министерство культуры России, с помощью грантов, помогает в финансировании проектов театра. А родной город? Бесплатное помещение и крохотные деньги на оплату части коммуналки иногда - сегодня этого катастрофически мало, чтобы театр жил и развивался на своей земле. Ведь благодаря КнАМу Комсомольск известен в культурной среде Европы.

Эпилог

- Татьяна, если однажды новые городские власти осознают, что вы - бренд, что Комсомольск знают не только по Су, но и по КнАМу, и предложат вам денег: на развитие, реконструкцию… Вы примете их поддержку? И на каких условиях?

- Приму, но условие одно - мы останемся абсолютно свободным театром.

Вставка 1. В 2013 году в рейтинге 200 лучших театральных постановок мира в консервативной Франции наш комсомольский КнАМ занял 1-ю строку.

Елена Ремова



фото, интервью Фроловой, история, пресса, интервью

Previous post Next post
Up