t61 in knam

интервью журналу "Наша песочница" (Хабаровск)

Jan 20, 2014 18:14


​ Расскажите о себе и своей семье. Родились ли Вы в Комсомольске-на-Амуре, если нет, то почему приехали сюда и именно сюда?

Я родилась в Комсомольске-на-Амуре, в роддоме, который до сих пор есть в городе - на проспекте Октябрьском. Это случилось 1 апреля 1961 года и все годы меня сопровождает праздник дураков и розыгрышей, своеобразный урок не относится к чему бы то ни было слишком серьезно.

​ Повлияла ли семья на Ваш профессиональный выбор или связь с театром - Ваш личный выбор? Каково влияние родственников на Вашу деятельность и жизнь в целом?

Семья профессионально не повлияла, так как мама была потомственной крестьянкой, бежавшей на Дальний Восток из Брянской области от голода, а отец - потомственный кубанский казак. Я благодарна моей семье за то, что мне были созданы очень хорошие условия для творчества - я могла заниматься всем, к чему чувствовала склонность: с семи лет посещала музыкальную школу, с 10 лет занималась балетом, с 11 лет впервые пришла в театральный кружок при Доме Пионеров, который располагался еще на улице Мира...У меня были всевозможные фотоаппараты и личная фото-студия, где я собственноручно изготавливала свои первые фотографии...Мама и папа ничего для меня не жалели и поддерживали любые мои увлечения.

​ Почему именно театр?

Потому что на детей влияют личности, за которыми они угадывают свою будущую профессию.Такой личностью стала для меня Нина Петровна Ландина -


(фото из личного архива Павла Лихачева - на фото он со своей бабушкой - Ниной Петровной Ландиной)

актриса старой петербургской школы, которая является для меня самым главным учителем отношения к театру. Вы знаете, что дети ходят не на занятия, а на Личность? Вот например, я очень любила балет, но мне не повезло с педагогом, которая могла вслух прокомментировать мои неудачи у станка, сказать при всех что-то вроде - «ну куда ты со своим горбом и деревянными ногами!»



В театральной студии меня тоже не очень-то баловали добрым словом в первый год. Помню, на репетиции в студии телевидения, Нина Петровна, устав со мной биться, прикрыла глаза рукой и сквозь слезы в сердцах сказала «Какие бездарные дети!»

Я была очень зажата и мне трудно было быть естественной на сцене - к моим деревянным ногам и горбу на сцене добавились еще и деревянные руки... Но я чувствовала, что нашла в жизни некий алмаз и теперь остается только шлифовать его до бриллиантового блеска! Моё упорство и любовь сделали свое дело и уже через год Нина Петровна обожала меня, ставила в пример всем: «Посмотрите, как расцвела наша Танечка!» Она употребляла именно это слово «расцвела»...До сих в сердце звучит эта ее восторженная интонация...

​ Как родилась идея создания театра? Ведь в советское время это было совсем не прибыльное и далеко не простое дело.

Идея возникла еще в детстве, потом не давала мне покоя в юности, и когда я встретилась с людьми, которые поверили в меня и захотели делать новый, ни на что не похожий театр в Комсомольске - я поняла, что это тот шанс, который даётся только раз. Но я даже не могла представить, что пройдёт 28 лет и театр, который мы тогда создали - будет жить, станет известен в Европе больше, чем в России, и это до сих пор не прибыльное и не простое дело. Сегодня я с ужасом представляю молодых людей, которые хотят сделать что-то, непохожее на то, что идет на сценах края... Им придется пройти все круги ада.



Сингапур, 2008, афиши спектакля "Сухобезводное" в центре города

​ С чего все начиналось и что помогало не остановиться, не махнуть рукой и не бросит начатое?

Началось всё с любви - я была влюблена в современную драматургию, и в частности в пьесу Эдварда Радзинского «Она, в отсутствии любви и смерти». Я плакала, когда читала его пьесы - в затхлый СССР ворвались новые герои, которые поражали своей двойственностью и неоднозначностью, своей СВОБОДОЙ быть такими. Это не были картонные строители коммунизма, это были реальные, загнанные в угол люди, которые задыхались в клетке социалистического общежития, им не хватало воздуха, они предпочитали умереть, чем продолжать изображать несуществующий оптимизм...


сборник пьес Эдварда Радзинского (режиссерский экземпляр первого спектакля театра КнАМ, сейчас находится в экспозиции Градековского музея)

Первый спектакль был как взрыв атомной бомбы и моя жизнь навсегда поделилась на «ДО» 21 декабря 1985 года и «ПОСЛЕ», она наполнилась смыслом и невероятным счастьем. Ну как можно махнуть рукой на радость? 28 лет прошло, но для меня это миг, яркая вспышка бенгальского огня... Причём, не только для меня - Володя Смирнов и Володя Дмитриев со мной уже 28 лет, Лена Бессонова - 25 лет, Дима Бочаров -23 года. Я люблю долгие связи.


фото с премьеры спектакля КнАМа "Она в отсутствии любви и смерти" 21 декабря 1985 (личный архив Татьяны Зайковой)

​ Почему именно КнАМ? Что значит это название?

Я в то время бредила Маяковским и авангардом, с его аббревиатурами: ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН - МХАТ - ТРАМ - ВКПБ - НКВД... И конечно, мне в 85-ом просто повезло найти это звучание, заглавные буквы города - Комсомольский На Амуре Молодежный (мы были молоды и безбашенны) - так,21 декабря 1985 года в Комсомольске родилось явление, неподвластное законам природы - театр КнАМ. Сейчас мы не настаиваем на расшифровке, мы уже немолоды, но вот что удивительно - самая активная наша публика как и прежде - молодежь.



​ В одной статье было сказано, что зарубежные критики называют ваш театр «русским провинциальным театром европейского уровня», как Вам удалось достичь этого уровня?

Ну...когда ставишь великие цели - ты за жизнь сможешь приблизиться только наполовину к тому, о чем мечтаешь. Я убедилась в этом на собственном опыте - человек может очень многое, если позволяет себе ставить великие цели. Узнав в юности о Скрябинской вертикали, о поисках цели «на крае» и «за краем» искусства, я уже в 18 лет забросила в небо свою недосягаемую цель. На заре жизни меня не приняли ни в один театральный вуз Москвы, и тогда, покидая Москву я, уязвленная и раздавленная, пообещала ей на прощание «Хорошо, я сделаю так, что ты все равно узнаешь обо мне, а критики будут сами приезжать в далекий город Комсомольск». Юношеский максимализм? Да, наверное...Помню этот посыл Москве очень ярко, как будто это было вчера. Сейчас моя цель стала не такой личной, я уже не борюсь за внимание Москвы, меня это больше не возбуждает...Моя цель сейчас улетела еще выше, к звездам, а из Комсомольска тянется невидимая вертикаль в небо. Теперь мне хочется, чтобы спектакли театра КнАМ приносили пользу как можно большему количеству людей по всему миру - а это несбыточное желание, эта цель не имеет границ пространства и времени, поэтому вдохновляет меня работать и совершенствоваться еще с большей отдачей.



Женева, во время гастролей в ноябре 2013

​ Не хотелось бы Вам «продвинуться» куда-то ближе к западу? Ведь у вас уже есть такие успехи в театральном мире.

Однажды хотелось. Когда у театра не было денег платить за коммуналку (мы в театре никогда не получали заработную плату, а все заработанные средства вкладывали в содержание театра и новые проекты), тогда, в 2008 -м мы были на грани закрытия. Я даже поехала в Тильзит, чтобы присмотреться к городу и труппе, в которую меня приглашали главным режиссером. Я была тогда на грани отчаяния и хотела устроить самосожжение прямо перед зданием мэрии Комсомольска, если они начнут вскрывать дверь КнАМа... Но город на Амуре сжалился, а Любовь моя была сильнее - я не смогла предать ни помещение, самое мое любимое на свете, ни свою публику, которая оставляла нам в то время деньги на коммуналку прямо на столиках в белом зале.

​ Этот год в России посвящен культуре. У Вас есть какие-то проекты за рубежом? Расскажите о них подробнее, ведь в одном из них участниками создается то, что способно продвинуть мировую культуру.

Можно уточнение? Этот год в России посвящен ОФИЦИАЛЬНОЙ культуре. Понимаете? В России, оказывается, культура делится на «нашу» (официальные, сидящие в больших зданиях и получающие от государства зарплату художники-артисты-музыканты) и «не нашу». Мы - «не ваши»... Этот «год официальной культуры» независимого театра КнАМ никак не коснется, нас «как бы» нет в природе.



Ну что делать? Ну как еще доказать чиновникам от культуры, что театр КнАМ - это такое же частное предприятие, как, скажем, «Амурметалл» или «Сухой», но вот им почему-то государство выделяет огромные деньги на поддержку личного бизнеса, а театру КнАМ почему-то говорит «вы сами создали себя, сами и выживайте»...Вот эта циничность убивает. И, знаете, к этому невозможно привыкнуть, это всегда держит в тонусе. Может быть, мне пора уже сказать СПАСИБО вам, дорогие, вы даете мне столько сил для самосовершенствования! Моя вертикаль в небесах, а цель давно пересекла российские пределы: этот год для КнАМа начался с приятной новости - известный парижский театральный критик Эдит Раппопорт написала в своем блоге:

"Мои 10 лучших спектаклей из 220 виденных в 2013, в порядке предпочтения: 1) Я ЕСТЬ театр КнАМ Татьяны Фроловой"...

http://journaldebordduneaccro.wordpress.com/2013/12/30/mes-dix-meilleurs-spectacles-sur-les-220-vus-en-2013-par-ordre-de-preference/#respon

Спектакль Питера Брука у нее на третьем месте, а спектакль КнАМа «Я ЕСТЬ» на первом! Это чудо и фантастика, но не только. Это еще и знак для меня, что всё идёт правильно и моя вертикаль работает.



аплодисменты спектаклю "Я ЕСТЬ" Женева, 30 ноября 2013

интервью Фроловой, пресса, интервью

Previous post Next post
Up