Под занавес 2012 года актеры КНАМ вновь разбудили город юности, где за 26 лет вырос до мирового уровня самый маленький (по официальной статистике) из наиболее прославленных за рубежом негосударственных театров России. В Рождество труппа из 5 человек в очередной раз продемонстрирует творческий потенциал 27 региона в Западной Европе, но перед отъездом КНАМ показал на своей студийной сцене сразу две премьеры в рамках программы Министерства Культуры РФ «Театр + Общество».
Вспомним все?
Конкурс, объявленный от имени федеральной власти, определил 6 негосударственных театров страны, способных реализовать авангардный проект Минкультуры. КНАМ удостоился права участвовать в нем вместе с тремя московскими коллективами, челябинской студией «Манекен», костромским «Диалог-данс» и Центром новой пьесы из Екатеринбурга. Благодаря содействию Правительства РФ, кнамовцам удалось привлечь к театру не только интеллигенцию, но и подростков, большинство из которых впервые оказались на сцене и сами стали участниками уникального эксперимента режиссера Татьяны Фроловой.
Но в первую очередь правительственная программа позволила театру КНАМ осмыслить «тему памяти». Что такое вчера и как оно влияет на личность? Неужели будущее россиян зависит от прошлого и что делать, если память постепенно стирается? В документальном спектакле «Я есть» нет линейного сюжета, он состоит из множества отдельных эпизодов, которые возникают и исчезают подобно картинам в памяти человека.
Это и дневниковые записи актрисы, ухаживающей за утрачивающей память мамой, и документальные свидетельства первостроителей, и рассказы актеров о трагических судьбах своих родственников, попавших в жернова ГУЛАГ. Актер-философ Владимир Дмитриев констатирует расстрел своего деда, обнаружившего в 41-ом в лесах Белоруссии запасы продовольствия, заготовленного для партизан. Предки Елены Бессоновой, как свидетельствуют сама актриса, также пострадали от рук коммунистов. Однако инновационный рецепт политического теста и суперметодики воздействия на больных болезнью Альцгеймера, как заявляет КНАМ, знакомы и нынешним правителям.
Несмотря на ярко выраженную антисоветскую концепцию постановки, кнамовцы рискнули пригласить на стартовую премьеру «Я есть» и непреклонных сталинистов, и молодых сторонников ультралевых движений. Но после спектакля их дебаты с присутствующими учеными из Санкт-Петербурга и Хабаровска обошлись без скандала. Кто-то из ярых оппонентов просто покинул место жесткой дискуссии, а оставшиеся пришли к единому знаменателю: «Надо помнить все. И не только черные эпизоды в истории первого социалистического государства».
- Ориентация только на «героическое прошлое» деформирует самосознание современного общества, влечет за собой серьезные проблемы в будущем, - концентрирует Фролова фабулу «Я есть». - Вытесняя из сознания воспоминания о страданиях прошлых поколений, мы утрачиваем элементарные социальные навыки, присущие цивилизованному человеку. Но мы хорошо помним и тот день, когда первый секретарь горкома КПСС, разглядев в нашем творчестве непотопляемый дух первостроителей, вручил КНАМ ключи от помещения в новом высотном доме на центральном проспекте Комсомольска.
Тайна ее лаборатории
Все, что происходило на сцене КНАМ в конце 2012 года, переворачивает, кроме прочего, представления о театральной технике подачи информации. Восприятие спектакля-документа «Я есть» через мультимедийные средства дает парадоксальный коммуникационный эффект: актеры, судя по всему, играют не перед публикой, а перед камерами. Спектакль живет своей жизнью, которая проецируется на витрину исторической ретроспективы. Кровь и муки, рисунки и фото предков словно смываются с экрана видеорядом в реальном для России времени. В эпилоге у зала, кажется, не хватает даже сил взорваться овациями. Многие просто плачут и обнимают актеров и постановщика.
Постановщик тоже плачет. К славе некоммерческому театру-крохе не привыкать. Режиссер Фролова, как известно, стала единственной россиянкой из 1600 претендентов со всего мира, удостоенных приглашения от французского правительства в эпицентр авангардного искусства «Реколлет». Кнамовцам не раз выпадала честь представлять нетрадиционное театральное искусство нашей страны. «Liberation» заявлял, что такого мощного репертуара, как у КНАМ, нет ни у одного театра Европы, а парижский критик № 1 Жан Пьер Тибода специально приезжал в Комсомольск, чтобы раскрыть тайну творческой лаборатории, разместившейся в квартире типовой советской многоэтажки.
Но страшная «болезнь славы» явно не тронула КНАМ, иначе вряд ли бы он смог каждый раз возвращаться с берегов Сены и Рейна на набережную города юности и продолжить именно здесь свои экспериментальные поиски. И стартовые премьеры, которым уготованы овации в Лиссабоне, Берлине и Париже, пролетают словно ночные звезды на глазах немногочисленных дальневосточных зрителей, которые не спят.
Заметили КНАМ и в Кремле. На театральный телефонный номер театра вдруг вышли из аппарата Владимира Путина и сообщили: КНАМ удостоен Премии Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. Поверили этому факту только в Москве, когда премию солидную вручили. Президентские деньги помогли оплатить долги театра за тепло и свет, а сдачу от ЖКХ кнамовцы вновь инвестировали в творчество, о котором столичные критики говорили до признания в столице одно и то же: «Сильно впечатляет. Но нет механизма для описания...».
- Это энергетический театр, где нет доминирования драматурга, постановщика, хореографа, художника, - отвечает Татьяна Фролова. - Мы не идем мы на поводу у потребителя, который платит деньги только за зрелище. Мы не рассматриваем театр в качестве представления. Для нас сцена - это место, где формируется смысл преднамеренно многозначный. Зритель сам выбирает необходимое. Я учусь рисовать жизнь пятнами, выводя на сцену жесткую реальность. И точно знаю: если в нашем театре не останется ни одного актера, КнАМ все равно будет жить, возможно, в какой-то другой форме.
И словно в подтверждение слов Фроловой - очередная премьера КНАМ, единственного за Уралом театра, попавшего в программу Минкультуры «Театр + Общество».
Позиция без позы
Проект «Это все я» собрал в студии КНАМ не богему и не искушенных критиков, а десятки проблемных подростков, которые до встречи с Фроловой имели, мягко говоря, размытое представление о театре вообще, а о современном театральном искусстве и не слышали. И вдруг эти трудные пацаны и девчонки сами стали главными героями документального фильма.
Интервью с новым поколением комсомольчан стало результатом трех месяцев работы. Общение «глаза в глаза» на кухне КНАМ, правда «из рук в руки» в присутствии оператора дала, по единодушному мнению столичных экспертов и земляков Фроловой, ошеломительный эффект. «Трудные дети», по разным причинам выпавшие из сферы культуры, вдруг обрели доступ к самовыражению без границ.
Причем в студии театра они оказались при содействии начальника отдела опеки и попечительства Людмилы Гордеевой, директора детдома Ларисы Химинчук, главного воспитателя колледжа Татьяны Зорихиной и при непосредственном участии талантливой художницы и педагога Ирины Загузовой. В итоге появился воистину совместный творческий проект с участием десяти подростков, выложивших на всеобщее обозрение собственное выражение двух крайностей личной жизни. «Нарисованное кредо» неожиданно для посетителей экспозиции развернули во всю стену документальные откровения молодых людей, пришедших в лабораторию Фроловой прямо с городских улиц.
Большинство из героев фильма - уроженцы сел Приамурья. Но не только. Немногословный 11-летний Андрей волей судьбы был перекинут на берег Амура из украинской деревни и теперь видит цель своей жизни в борьбе. Детдомовец Валя Горшунов похоронил прошлой осенью мать, которая до этого потеряла в бутылке Валю и его брата, отбывающего срок за убийство. Зато в 13 лет Валя считает главными негодяями муниципальных истребителей бродячих животных. В недавнем прошлом хулиган Коля - родом из Эльбана - видит себя в будущем офицером ВМФ и ненавидит предателей. Дима 1998 года рождения был в Петербурге и Хабаровске, но считает Комсомольск самым красивым городом страны: «Он прекрасен, но в нем слишком много лиц, которые матерятся и мусорят». Зато 14-летняя Анфиса не скрывает, что мечтает как можно скорее удрать из Комсомольска.
Программа имеет две цели, - комментирует программу координатор проекта Дмитрий Бочаров. - Во-первых, это поддержка независимого театра. Во-вторых, вовлечение в сферу культуры заключенных, трудных детей, стариков, людей с ограниченными возможностями и инвалидностью. Театр не предоставляет им «культурное развлечение», а способствует их социальной реабилитации при помощи театральных методик.
- Кто я? Что я люблю, что не люблю? - перечисляет Татьяна Фролова вопросы, поставленные перед детьми. - Чего я реально боюсь? Что для меня дружба и люди, которые меня окружают? Что означает принять себя таким, какой ты есть, без позы и игры? Мы использовали весь свой многолетний педагогический опыт и творческие методики. И получили в итоге драгоценный ответ одного из героев уличного детства: «Мы думали, что в театре учат играть, а нас научили быть искренними». Это, возможно, лучшее что мы могли дать детям.
Юрий Ковалев Приамурские ведомости
http://priamurka.ru/index.php/cult/2296-pered-otezdom-na-zapad-teatr-knam-qispovedalq-komsomolchan.html