t61 in knam

ПРЕМЬЕРА ПЕРФОРМАНСА «Я ЕСТЬ» В ТЕАТРЕ КНАМ

Nov 26, 2012 18:12

image Click to view


Получаем первые отзывы зрителей на нашу работу.



Докучаев Илья Игоревич
доктор философских наук, профессор
в энциклопедии
Учёные России
биографические данные и фото
выдающихся ученых и специалистов России

24-го ноября 2012-го года в театре КнАМ состоялась премьера перформанса «Я есть». Как и всякий перформанс, спектакль не имел классического сюжета, с завязкой, кульминацией и развязкой. Он представлял собой поток образов, композиционно объединенных основным мотивом, точнее параллелью мотивов. Эта параллель имеет одну тему - тему памяти и забвения. Забвение может быть болезнью, но может быть естественным процессом вытеснения новыми событиями воспоминаний о старых. Болезнью оно становится тогда, когда начинает угрожать настоящему, деформировать поведение человека и народа. Такое забвение как болезнь конкретного человека в спектакле представлено болезнью Альцгеймера, а как недуг социальный - невниманием к трагической истории России советского и современного.
Перформанс был построен с помощью оригинальных приемов, которые редко используются в театре. Основной из них - кинематографический экран, ставший главным способом коммуникации с залом. На этом экране отражались проекции действующих лиц спектакля - трех актеров, рассказывавших о судьбах своих семей, искореженных сталинской диктатурой. Живые актеры играли не перед залом, а перед камерами, и лишь изредка обращались непосредственно к зрителю. Это создавало эффект публичности, превосходящей зал, эффект расширения времени и пространства изображенного.
Ряд образов и мотивов служили рефреном, создавая особый ритм спектакля, крайне напряженный и эмоционально насыщенный. Боль, ужас, сострадание и безысходность господствовали в зале на протяжении всего спектакля, заставляя активно включиться в его события, стать частью вторгающейся в мир, но все же сохраняющей условность реальности перформанса. Ключевыми образами, кроме, конечно, памяти, забвения и болезни, можно назвать образ холода, матери, власти, ребенка, Родины. Родина как тесто, замешанное матерью, заставляет искать тепла, которого нет, и в отсутствие которого холод становится гигантской метафорой неизбежной смерти. Снег, заметающий фотографии погибших людей; проекции лиц, накладывающиеся друг на друга и стирающие их черты, - все это демонстрирует безысходность трагедии нашей страны. Название спектакля «Я есть» - это отчаянный зов склонить чашу весов в пользу жизни, заявить о своем праве на нее. Но даже ребенок, который белым лучом надежды освещает конец спектакля, не разрешает конфликта жизни и смерти, а лишь показывает негарантированную возможность его разрешения.
Аналогия между сталинскими репрессиями и сегодняшним днем, проведенная авторами спектакля подчеркивается еще одной аналогией: между методами лечения болезни Альцгеймера и методами репрессий, применяющихся властью по отношению к обществу. Эти методы просты: ограничение свободы, полный контроль над поведением, постоянное авторитетное промывание мозгов. Так можно подчинить себе другого человека. Но главное условие успешного лечения - забвение. Именно оно открывает путь болезни и господству власти над человеком.
После спектакля состоялось его обсуждение. Для перформанса обсуждение - не просто внешнее событие, оно есть его часть, которая должна продолжаться и воспроизводиться как можно чаще и дольше. Особенно если этот перформанс создан в жанре соц-арта. Большинство выступавших подчеркивало, что полностью согласно с идеей авторов спектакля об аналогии между сталинским и путинским временами. Один коммунист же особо подчеркивал, что в России невозможно без лагерей и насилия, что нынешнее преступное правительство и его приспешников надо в ближайшем будущем отправить в лагеря и казнить. Такие разные эмоции вызвал просмотр спектакля, что о его художественной ткани никто не сказал ни слова. Присутствовавший на обсуждении автор настоящей статьи высказал и свое мнение о том, что вооруженные идеологией убийцы, организовавшие террор в тридцатые годы прошлого века, ни в какое сравнение не идут с нынешними ворами и шутами, способными лишь насмешить своим мракобесием большинство населения нашей страны. Помнить о нашей трагедии необходимо, но сегодня нет никаких перспектив ее возвращения. Начало ХХ века - время модернистских проектов, пытавшихся навязывать с помощью насилия новые системы ценностей обществу, готовому принять эти ценности, поскольку оно привыкло жить в условиях господства только одной их системы. Сегодня никто не верит ни в одну из систем ценностей, общество распалось, и никакое насилие не в состоянии его консолидировать. Это подтвердило и обсуждение, состоявшееся после спектакля.
Невольно вспоминается известное провидческое стихотворение Алексея Константиновича Толстого о каше (тесте) Петре Великого, созданное в далеком 1861-м году. Приведу его целиком.

- Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
Что ты изволишь в котле варить?
- Кашицу, матушка, кашицу,
Кашицу, сударыня, кашицу!

- Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А где ты изволил крупы достать?
- За морем, матушка, за морем,
За морем, сударыня, за морем!

- Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
Нешто своей крупы не было?
- Сорная, матушка, сорная,
Сорная, сударыня, сорная!

- Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А чем ты изволишь мешать ее?
- Палкою, матушка, палкою,
Палкою, сударыня, палкою!

- Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А ведь каша-то выйдет крутенька?
- Крутенька, матушка, крутенька,
Крутенька, сударыня, крутенька!

- Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А ведь каша-то выйдет солона?
- Солона, матушка, солона,
Солона, сударыня, солона!

- Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А кто ж будет её расхлебывать?
- Детушки, матушка, детушки,
Детушки, сударыня, детушки!

Илья Докучаев
университетская газета

Докучаев Илья Игоревич, спектакли, видео, ссылки, пресса Я ЕСТЬ, критики, премьеры, Я ЕСТЬ

Previous post Next post
Up