Перейдём к заключительной, третьей части примеров. Это пародийные картинки в журнале «Крокодил» времён Перестройки. Т.е. за 1989 год. Я просмотрел все 36 выпусков, выбрал самые подходящие карикатуры и разделил их на три основные темы, в которых карикатуры осмеивают высокое. Это «классика», «советские ценности», «семья и эротика».
Классика
В этом разделе собраны карикатуры, которые относятся к различным классическим произведениям. Сказки, живопись, поэзия. В других разделах есть так же карикатуры, относящиеся к этому разделу и затрагивающие кино и театр.
1. «Алёнушка». Взамен известной картине Васнецова «Алёнушка» представлена пародия, на которой изображена девушка, не грустящая о своём братце, а думающая о ценах на товары потребления. Сам Васнецов так отзывался о своей картине: «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.». Получается, что чисто русская печаль девушки времён перестройки состояла в тягостной думе о ценах на ширпотреб.
2. «Емеля на печи». Вторым примером того, как в классические сказочные сюжеты врываются негативные проявления современности является следующая карикатура.
- Ты бы пошёл, Емелюшка, с девками погулял!
- СПИДа боюсь, маманя…
3. «Купание красного коня». Следующая карикатура представляет собой снижение одного из ключевых символов советского периода, картины К.С. Петрова-Водкина «Купание красного коня». Рисунок оставляет очень неприятное ощущение.
4. «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» Следующая карикатура подобным образом, что и предыдущие уже относится к поэзии. Примитивно обыгрываемая двусмысленность слова «Открытие», делает глупо-смешными великие слова Пушкина.
Революционные идеалы
В данной категории мы видим, что из номера в номер, в один и тот же год выходят карикатуры, высмеивающие революционность. Вспомним «Свободу на баррикадах» Эжена Делакруа, или «1905 год» Маневского. Таких картин великое множество. А карикатуры в журнале делают из них пустое место. В них отчётливо сказано: «Вся эта ваша революционность - надуманная глупость, никому не нужная. Бег на месте. Обман».
1.
2.
3.
4. Подобным же образом высмеиваются и другие завоевания. Ведь вымпелы, в которые заворачивается рыба на картинке снизу были даны за какие-то заслуги. А теперь про них в крупнейшем журнале страны говорится циничное: «- Надавали в своё время…»
5. Тоже самое происходит и с памятниками. Как и на предыдущей картинке символ, адресующий к идеальному выхолащивается всё высшее и теперь вымпел является лишь тряпкой, в которую можно завернуть селёдку, а памятник - лишь мостом по которому можно переправиться через обрыв.
6. То, что произошло в целом с революционными идеалами очень хорошо показано на последней карикатуре из данного раздела. Без комментариев.
Семья и эротика
Отдельной темой в очень большом количестве представленной в журнале является тема эротики. Практически в каждом номере есть изображение женщин в полуголом или очень откровенном виде. Сразу вспоминается фраза «В СССР секса нет, в СССР есть любовь», добавим к ней «и семья». Но крокодиловские карикатуры уничтожают и эти основные ценности.
1. Какая может быть семья, если относиться к детям подобным образом:
«- Лучше ты его в детский дом, чем он тебя потом в дом престарелых…»
2. Тоже самое про любовь. Если закрыть в следующей карикатуре нижнюю половину рукой, то покажется, что это добрый рисунок, изображающий влюблённых. Но картина целиком говорит о том, что любви нет, а есть лишь похоть, лишь низменное желание, влечение.
3. «Только так мы сможем вернуть к нам зрителя», говорит режиссёр на следующей карикатуре. И она была бы смешная, если бы не осознание того, что чем дальше от той эпохи великого советского театра, тем чаще видно стремление режиссёров привлечь зрителя чем-то подобным. Кстати, просто раздеванием во время спектакля «Отелло» уже современного зрителя не удивишь.
4. И напоследок приведу карикатуру, которая содержит в себе чрезмерную концентрацию всякой пакости. Тут и эротика в публичном месте, и дети, которые идут её смотреть, и помещённый во всё это гениальный фильм «Чапаев».
Если собрать все ценности, которые высмеиваются в этих и других карикатурах того времени, то кроме них ничего не остаётся. Осмеивается далеко не только советская идеология. Тут же мы видим и семью, любовь, классические произведения, детство, театр, революционные идеалы. Таким образом в ходе Перестройки крупнейшим в стране тиражом выходит журнал, который посредством смеха подрывает основополагающие человеческие ценности. И ничего не предлагает взамен. Т.е. заветы Бахтина по борьбе с официальной серьёзной системой выполняются полностью. Но человек в ходе этого освобождается не от власти коммунистической идеологии, официальной серьёзности или как говорит Сорокин, соцреалистического дискурса, а от всех тех ценностей, на которых строится любая здоровая жизнь человека в обществе. Без них народ превращается в толпу. Толпу без единой цели, без какой-либо организации, и даже без любви. Единственное, что у людей остаётся - это материально-телесное. Деньги, еда, эротика...
Подводя итог этому небольшому исследованию, постараемся обобщить всё вышесказанное. Война с красной религиозностью шла по лекалам, обрисованным уже в наши дни Владимиром Сорокиным. Её не стало. В какой-то момент произошёл подрыв советской идеологии. Выражением этого стал фильм «Карнавальная ночь». Осмеиваются коллективизм, серьёзность, интеллектуализм, мобилизация и тд. А уже в Перестройку происходит подрыв ценностей, которые присущи не советскому человеку, а человеку вообще. И сегодня мы видим, что большинство, находящееся за чертой бедности, уже не может никак организоваться и дать отпор, защитить свои ценности, защитить свои идеалы, потому что идеалов нет.