Актуальность Маркса в XXI веке. Новая реальность

Dec 11, 2016 11:54

Недавно вышла новость о том, что «просмотр онлайн-видео стал основной формой онлайн-развлечений в Китае, следуя по пятам за онлайн-играми и чтением литературы». Огромное число китайцев тратят огромное количество времени на просмотр различных мусорных видеороликов. Вот пример. Видео, набравшее почти 100 млн просмотров.

image Click to view



Вдумайтесь, по одной минуте на каждого, это более 190 лет непрерывного просмотра. Сколько можно сделать за это время полезного, вместо бессмысленного «Pen-pineapple-apple-pen». Возникает ощущение совершенно новой реальности, в которой мы живём. С чем это можно сравнить?

Карл Маркс в 1843 году пишет книгу «К критике Гегелевской философии права». Во введении к ней он раскрывает причины по которым он берётся именно за критику этой философии, а не за какую-либо более, казалось бы, насущную политическую проблему. Он говорит, что критика права является следующим этапом после критики религии.

Напомню, что книга написана ещё в то время, когда Маркс не разорвал с младогегельянцами окончательно («Критику критической критики» Маркс напишет годом позже). Участники этого нового поколения последователей Гегеля отличались тем, что стремились применить философию Гегеля на практике. Младогегельянцы, считая себя наследниками просвещения, стремились разрушить сложившийся несправедливый мир во имя восхождения человека. Одной из преград на этом пути по их мнению являлась религия. Поэтом такие философы, как Фейербах, Штраус, Бруно Бауэр встают на тропу войны с религиозным догматизмом.
Итак, Маркс пишет, что критика религии, осуществлявшаяся в Германии младогегельянцами «по существу окончена». При этом он поясняет необходимость этой критики:

«Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.»

То есть человек, не удовлетворяясь тем миром, в котором он живёт, создаёт для себя иной мир, в который стремится убежать от действительности. Мир, предоставляемый религией. Маркс утверждает, что этот мир необходимо разрушить с той лишь целью, чтобы обнажить перед людьми факт их бедственного положения.

«Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях».

Замечу, что Маркс подчеркивает не столько необходимость отказа от религии, сколько необходимость отказа от того положения, в котором человек нуждается в религии, как иллюзорном мире. При этом он явно указывает на то, что уничтожить необходимо именно ту форму религии, которая была во время написания работы.

«Критика сбросила с цепей украшавшие их фальшивые цветы [религию]- не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи в их форме, лишённой всякой радости и всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком». То есть на смену той «убогой» религии должно прийти нечто реальное и живое. Если религия - это фальшивый цветок, главная суть которого создание потустороннего благого мира, заменяющего реальный, то есть рая, то живой цветок - это рай на земле.

«Задача истории, следовательно, - с тех пор как исчезла правда потустороннего мира, - утвердить правду посюстороннего мира».

Таким образом, оторванность от реального мира и подмена его иллюзорным - вот главная претензия Маркса к религии. И эта подмена должна быть разрушена с целью построения идеального мира на земле, то есть рая на земле.

Рассматриваемая работа была написана в середине 19 века, когда религия играла достаточно значимую роль. Иначе не требовалась бы и её критика. С тех пор эта роль значительно поубавилась. Да, ещё можно найти людей, которые живут с верой в потусторонний мир после смерти и поэтому не обращают внимание на все беды мира реального. Однако, таких людей в развитых странах осталось совсем немного.

Однако, критикуемый Марксом потусторонний мир, куда люди бегут от мира реального не исчез. Его роль полностью взяла на себя виртуальная реальность. Компьютерные игры, фильмы, интернет и тому подобное, чего не было во времена Маркса. Сегодня в России для того, чтобы подключиться к бездонному океану виртуальности достаточно иметь электричество, компьютер и 400-600 рублей в месяц для оплаты интернета. Можно скачивать игру за игрой, фильм за фильмом и погружаться в этот мир на века. Каждый год выходит несколько тысяч фильмов. В игровой сфере ещё больший рост. В одном только Steam в 2016 году вышло более 4 тысяч игр. К этому добавляются сериалы, социальные сети, различные чаты, паблики, блоги и так далее.

Всё это создаёт совершенно другой мир, в который люди погружаются почти полностью, а следовательно и не видят тех цепей, про которые говорит Маркс. Так что же, мы должны по прежнему слепо следовать за атеистами 19-начала 20 века? Или адаптировать марксизм к новой реальности?

Вытащить людей из этого виртуального мира с целью изменения реального - вот более актуальная задача для современного левого движения, чем борьба с атеизмом и мракобесием.

виртуальная реальность, Марксизм

Previous post Next post
Up