Социологи обсуждают понятие “цифрового разрыва”, относительно новой формы неравенства, связанного с доступом людей в сеть. На планете есть индивиды, которые умеют пользоваться интернетом, а есть те, кто интернет ненавидят и боятся. Последние - не обязательно бедные или необразованные. Причины для “разрыва” могут быть и возрастными, и профессиональными. Скажем, пожилые разведчики, как мы знаем, не склонны доверять интернету. В то время как люди, рожденные примерно после 1983 года, как правило считают сетевую культуру своей и не мыслят жизнь без интернета. Они - цифровые аборигены, и их проблема в нашей стране заключается в том, что их никто не представляет в российском парламенте, не говоря уже об исполнительной власти.
Законы, которые призваны регулировать российский интернет, принимаются людьми, которые не имеют ни малейшего представления о том, как работает сеть. Пример тому - закон о запрете хранения персональных данных на иностранных серверах. Он был принят под влиянием спича Путина о том, что интернет - это проект ЦРУ. Должен был вступить в силу уже с начала 2015 года. При этом никто точно не определил, что включается в объем понятия “персональные данные”, как Google или Facebook должны к этому законодательству адаптироваться, и что случится, если мировые интернет-гиганты будут вынуждены уйти с российского рынка. Теперь начало действия закона хотят отложить.
При этом прошли времена, когда мы могли просто смеяться над властями, пытающимися разобраться, что это за чудище такое, интернет. Безграмотность в сфере цифровых технологий компенсируется у российских цензоров обильным законотворчеством. Тактика властей сейчас состоит в том, что интернет не нужно ни понимать, ни ставить себе на службу, ни пытаться контролировать. Все это требует слишком больших затрат, как и интеллектуальных, так и финансовых. Гораздо выгоднее просто сделать жизнь среднего пользователя интернета невыносимой, так чтобы любого из нас можно было бы как минимум оштрафовать за невыполнение очередного закона. Вспомните, например, реестр блогеров, обязательная регистрация сайтов в Роскмонадзоре. В интернете и чихнуть нельзя, не нарушив новейших российских законов.
За последние годы государство создало законодательную базу, на основании которой отключить любой персональный аккаунт, сайт или даже крупную социальную сеть от основной массы российских пользователей можно в течение суток. Никаких новейших технологий для этого не нужно, это китайцы потратили годы сотни миллионов усилий для создания своего великого файрволла. У нас достаточно просто дать указание провайдерам, чтобы те поставили заглушку. И, возможно, законодательно запретить гражданам пользоваться инструментами для обхода блокировки. Неугодные социальные сети, к примеру, в этом случае быстро опустеют, взамен государство предложит набор сетей, где все ваши действия будут прозрачными для властей, вроде бы как раз как в Китае. Но в целом схема цензуры, основанная не на технологиях контроля над сетью, но на заведомо невыполнимых юридических предписаниях (каждый нарушитель), что позволяет контролировать неугодных персонажей и компании, является кажется российским ноу-хау. Не зря ведь мы отдельный, русский мир. Теперь и в сфере интернет-цензуры.
Originally published at
kmartynov.com. You can comment here or
there.