Очень
показательная история про MOOC и университеты, которых в ближайшее время будет больше, и которые очень скоро докатятся и до нас - а до Вышки в России в первую очередь.
Университет Сан Хосе заключил договор с платформами edX и Udacity - об использовании их в образовательном процессе для сокращения расходов и увеличения числа студентов, успешно закончивших курс. Сначала эксперимент распространялся на компьютерные науки и, показав там хорошие результаты, был расширен на гуманитарные, математические и управленческие дисциплины.
Все шло хорошо, до тех пор как не взбунтовались местные философы (никогда, кстати, не слышал о представителях департамента философии из Сан Хосе). Философы выступили с манифестом, интуитивно очень понятным и достойным: их претензии касалось того, что изучать со студентами чужой курс, сделанный онлайн, ниже их достоинства, и ведет к разделению университетов и преподавателей на две категории - звезд, которые делают MOOC, и их элитных студентов, и тех, кто смиренно смотрит и комментирует в аудиториях их звездные лекции. Философы из Сан Хосе не хотят быть на подтанцовках и требуют автономии в рамках учебных программ. Особенно их раздражает, что им навязали MOOC-курс из Гарварда - о справедливости. Вот уж несправедливо!
Требование с одной стороны понятное, а с другой несколько странное и отчасти даже постыдное. Увы, но у нас то же самое в течение ближайших трех лет громыхнет намного сильнее.
Во-первых, положа руку на сердце, университет Сан Хосе и так не Гарвард, т.е. разделение между университетами уже существует. Но можно говорить, что теперь оно усиливается. Возможно, это плохо. Но осмысленно выглядит и обратное: если гарвардские курсы становятся доступны в Сан Хосе, то разрыв стратегически уменьшается.
Во-вторых, философам из Сан Хосе никто при этом не запрещает сделать собственный MOOC-курс и конкурировать с профессором Сэнделом из Гарварда на поле более внятного, талантливого изложения теории справедливости (или любой другой темы - нельзя сказать, что философских курсов в MOOC сейчас избыток). Т.е. иными словами, чего они хотят - так это, чтобы такой острой конкуренции у них не было, и нахождение в Сан Хосе давало гарантии защищенности от атаки конкурентов из Гарварда, как это было всегда.
В-третьих, концептуально тезис о том, что некая технология распространения знания может быть несправедливой, вообще своего рода трагикомедия. Представим себе философов из Аттики в V веке до нашей эры, которые резко выступали против распространения письменности на том основании, что философы делятся на две категории - звезд, которые поставляют тексты из Милета и Сицилии, и всех остальных, которые вынуждены их комментировать. Разве это не нарушает академических свобод? Хотя, такого понятия, как и профсоюзов, кажется, еще не было. Но, словом, разве не унизительно, что мы вынуждены изучать чьи-то тексты, а не рассказывать студентом сплошной поток своих гениальных мыслей? Особенно цинично, когда дело касается теории справедливости.
Предлагаю философам из Сан Хосе побороться против письменности, а не размениваться на ерундовые частности вроде MOOC. Тем более, что древняя традиция такой борьбы и правда спит внутри философии.
Originally published at
kmartynov.com. You can comment here or
there.