онлайн-семинар про жижека для первого курса

Mar 24, 2014 20:03


Два часа проболтали накануне экзамена про Жижека с первым курсом факультета менеджмента.




Кирилл Мартынов
Ладно, давайте я тезисно сформулирую про Жижека, потом задавайте вопросы. Потом я вас тоже что-нибудь умное спрошу, может быть.
18:00:17

Валерия Матюхина
Хорошо
18:00:26

София Гончарова

18:00:44

Андрей Тукшумский
На практике вы так уже делали?
18:00:58

Кирилл Мартынов
Особенность Жижека - он генерирует очень много текстов, достаточно похожих друг на друга, но часто посвященных актуальным событиям. Грубо говоря, он предлагает говорить языком философии о новостях - показывать абсурд, подвох, недоговоренность нашей информационной повестки.
18:02:08
Кроме того, он постоянно обращается за примерами, аналогиями и источником для вдохновения к массовой культуре, в частности к голливудским фильмам
Это позволяет многим обвинять его в том, что он вообще не философ, а так, популяризатор и болтун. Но я предлагаю его все-таки более серьезно оценивать

Арина Яшухина
а тексты в основном с политикой связаны?
18:04:39

Кирилл Мартынов
С политикой, но в широком смысле слова - скорее с устройством общества и мышления современного человека
18:05:24
Почему Жижек обращается к массовой культуре? Главный аргумент в том, что современный человек живет в массовой культуре как у себя дома
Иными словами, для нас реальность массовой культуры - это способ понимания и видения мира. Мы про Бэтмена знаем больше, чем про соседей

Tim Akhmetov
Можно ли утверждать, что Жижек пытается в некотором смысле разоблачить скрытый политический подтекст, скрытый в фильм?
18:07:20

Андрей Тукшумский

http://vk.com/slavoyzizek

18:07:41

Арина Яшухина
да конечно это определенно он

Кирилл Мартынов
Поэтому когда мы обсуждаем голливудские фильмы, мы обсуждаем то, что по каким-то причинам важно смотреть современному человеку. Т.е. голливудские фильмы говорят о нас больше, чем мы привыкли думать
18:10:59

Дарья Кузнецова
А почему вы считаете что его стоит оценивать более серьезно? Обращаясь к массовой культуре
18:11:00

Филипп Еньков
Это такая отсылка к психоанализу? Бессознательное?
18:12:39

Кирилл Мартынов
Поэтому для Жижека изучать массовую культуру = изучать наш мир. Так, отвечаю на вопросы
18:13:02

София Гончарова
почему он обращается именно к голивудским фильмам?современные российские фильмы не подошли в качестве примеров? у нас же есть остро социальное современное кино…..
18:14:31

Кирилл Мартынов
Да, Жижек пытается показать, что контекст массовой культуры даже не столько скрыт, сколько всегда избыточен по отношению тому, что в него пытались внести авторы и что увидели нормальные зрители. Массовая культура - это тот язык, на котором говорит современный капитализм, она отражает его надежды, желания, страхи и амбиции
18:15:12
И эмоции капиталистов и наемных работников, соответственно
Дарья, я думаю, Жижек несмотря на его «попсовость», все-таки продолжает думать как философ, сейчас процитирую короткую реплику на этот счет

Аня Карева
так получается массовая культура-это отражение того, что нам пытаются пропагандировать или все-таки реальные общественные ценности и настроения?
18:17:58

Мария Кара
Жижек только анализирует устройство общества или вносит свои идеи решения каких-либо проблем, которые он затрагивает?
18:18:16

Кирилл Мартынов
Вот небольшая цитата:
18:21:53
Философ Жижек или не философ?

По этому поводу и в контексте очередной газетной публикации Жижека, по-моему, очень хорошей, пускай и вполне простой, завязалась дискуссия.

Я думаю вот что.

Дело не в том, насколько Жижек оригинален, дело, а в скорости. Он выполняет важную культурную роль - быстро предлагает альтернативные интерпретации событий и культурных явлений. Борется с энтропией мира и с информационной инфляцией. Отличный, я считаю, философ.

И поэтому, если понимать под философией собрания мертвецов в париках, присыпанные пылью, и понятные трем калекам на конференции, то, конечно, - Жижек вовсе не философия. А если философия - это борьба с доксой и поиски автономного рефлексивного мышления, то наоборот, именно Жижек сегодня и будет философией.

Философия и не сводилась никогда к производству новых концепций. Киники тому хороший пример, да и не только они. Жижек может удивляться привычным вещам и заражать нас своим удивлением. Его недавняя статья говорила, например, о Толоконниковой в российском суде как о сцене из порнофильма - красотка в наручниках в клетке. Это демонстрация неприличного в привычном и обыденном, остранение, антидокса. Здесь не надо великих концепций, они будут только мешать удивляться, и более того, настаивая на философии в стиле Гегеля вы никогда не успеете за современном миром - вам как Подороге придется скрываться в башне от ужасов сегодняшнего дня, где появляется очень много информации и философы уже не имеют никаких шансов обратить на себя внимание, если будут тормозить.

Так что Жижек - это именно та философия, которая может работать в современном мире. Если, конечно, вы не стоите на радикально антиэгалитарных позициях и не считаете, что все это быдло вообще должно быть лишено интеллектуальной культуры, и что философия должна отказаться от всяких претензий на участие в социальной жизни.

Tim Akhmetov
На сколько мне известно Жижек говорит о том, что формирование , с его точки зрения, более правильного уклада социальной жизни в принципе возможно. Суть его философский рассуждений - это надежда на это.
18:22:24

Кирилл Мартынов
Филипп, да это отсылка к психоанализу, но не только, и не совсем в стандартной инорпретации, об этом еще надо будет сказать - какими инструментами пользуется Жижек
18:22:40
София, российские фильмы менее релевантны, поскольку они либо подражают голливудским, либо являются провинциальными за редким исключением, а Жижека в первую очередь интересует универсальный язык капитализма
Аня, массовая культура - это и отражение пропаганды, и реальность, они там перемешаны. Даже пропаганду можно анализировать в этом ключе: что она говорит, и для какого общества создается. Пропаганда - симптом общества
Мария, ну если коротко, то Жижек коммунист, причем тут самый важный вопрос вот в чем: он спрашивает, конечен ли капитализм. Если нет, то почему мы считаем, что он будет вечным (может, от нехватки воображения?) Если да, то как он может кончится и что его заменит? Под капитализмом понимается мир конечных благ, частной собственности, наемного труда и эксплуатации по Марксу
Тим, да верно - многие считают, что Жижек уходит от ответа о своей программе, когда заявляет о надежде, но он так и говорит, да.
Более совершенный мир возможен, говорит он, даже если мы пока можем видеть только самые смутные его очертания

Арина Яшухина
А что понимается под культурным капитализмом? он много где упоминается в статьсях про Жижека
18:31:37

Кирилл Мартынов
Арина, культурный капитализм - это когда производятся не столько товары, сколько символы, фильмы, образы жизни, картинки, медиа, а общество представляет из себя потребителей всего этого
18:32:48

Мария Кара
Ну у него есть свои предположения о том, каким образом может прерваться капитализм? Что может его разрушить?
18:33:00

Арина Яшухина
понятно, спасибо)
18:33:25

Кирилл Мартынов
Т.е. был индустриальный капитализм, который критиковал Маркс, но со второй половины 20 века его сменяет культурный капитализм, где, например, классическая музыка ничем не отличается от голливуда - просто у голливуда хорошие продажи, а у классической музыки маленькие.
18:33:38
Мария, как максист он в первую очередь должен думать о создании технологий, хотя он об этом мало рассуждает фактически. Представьте себе мир, где любой товар можно распечатать дома на трехмерном принтере. Что тогда будет с капитализмом, к примеру?
Самого Жижека больше занимает культурная ритика и риторика борьбы - ну как бы кто-то должен прыгать вокруг современности и тыкать в нее палочкой, чтобы она слишком самодовольна не была

Мария Кара
Т.е. он как бы высмеивает пороки капитализма, играете роль их индикатора?
18:36:58

София Гончарова
что насчет психоанализа?почему по его мнению он так необходим для России?
18:37:12

Кирилл Мартынов
Мария, ну можно и так сказать, но надо учесть, что под капитализмом имеется в виду не абстрактная система, а все мы и наши жизни, включенные в него
18:41:28
София, я не обратил внимание на связь конкретно с Россией, про психоанализ сейчас скажу
Надо рассказать вот что еще
У Жижека очень специфическая манера публичной дискуссии, многие ему начинают подражать.
В 2006 году он читал лекцию в Москве и единственное, что я из нее помню до сих пор - это анекдот про югославскую армию. Там было много национальностей, и вот Жижек хотел сказать, что постоянное словесное издевательство друг над другом было в этой армии скорее признаком взаимного мира и доверия между народами, чем формой ненависти.

София Гончарова
Да? Просто я недавно наткнулась на статью, где он говорит о том, что психоанализ необходим для нашего общества. Мол рефлексия и больше мысли помогут нам преодолеть социальное безумие и искоренят сумашествие из русских..

Кирилл Мартынов
У каждого народа был свой общеизвестный порок, и вот про македонцев было известно, что они очень ленивые. Поэтому Жижек рассказывает анекдот: «Что делает македонец, когда хочет заняться онанизмом? Он выкапывает маленькую ямку в земле, ложится и ждет землетрясения.»
18:47:14
София, ну да, это он мог такое ляпнуть - дескать, освобождение от имперского психоза и травмы наступит в результате того, когда мы выговоримся )
Еще один пример из Жижека-оратора. На лекции в Аргентине (он постоянно гастролирует) он рассказывает о различии нацизма и сталинизма. На первый взгляд, эти режимы похожи, но Жижек хочет доказать, что даже совершенно упырский коммунизм все равно отличается от нацизма.

Валерия Матюхина
каково мнение Жижека по поводу власти?
18:49:20

Кирилл Мартынов
И вот он говорит: Гитлер, фюрер немецкой нации, когда заканчивает свое выступление принимает аплодисменты толпы как должное. Его народ аплодирует своему фюреру.
18:49:40

София Гончарова
Кстати…
хотели бы Вы быть чем - то похожим на него?
18:50:42

Кирилл Мартынов
Что делает Сталин, когда заканчивает свою речь? Он начинает аплодировать первым. Почему? Его формальная должность - секретарь коммунистической партии, он стоит на трибуне не потому, что он такой крутой, а как бы потому, что его туда рабочие поставили - такая мифология. И говорит как бы не Сталин, а миллионы угнетенных, а он просто их транслирует
18:50:46
После этого Жижек заначивает свою лекцию и начинает аплодировать.

Валерия Матюхина
Я прочитала, что Жижек во многом уделяет все большее внимание анализу и критике современных культурных и общественно-политических реалий, что конкретно вы могли бы добавить по этому поводу?
18:52:10

Кирилл Мартынов
Валерия, власть - это система угнетения, которая время от времени уничтожается в акте революционного насилия (майдане) до тех пор, пока опять не закостенеет эта самая система. Но при этом вроде есть какой-то прогресс: борьба людей с властью в течение веков сделала нашу жизнь лучше.
18:52:38

Даша Худякова
А много ли последователей у Жижека? Вы лично разделяете его точку зрения?
18:52:39

Кирилл Мартынов
София, ну быть похожим на Жижека сомнительная затея, ведь это получается быть копией при оригинале. Знаете, как в СССР позднем было несколько составов «Ласкового мая», которые гастролировали по стране. И я был бы в третьем составе )
18:55:29

Аня Карева
Получается, что Жижек сам является частью массовой культуры, можно ли считать, что это показатель того, что люди задумались о несостоятельности капитализма?
18:55:44

Кирилл Мартынов
Валерия, а вот достаточно две вещи уточнить по этому вопросу. Во-первых, можно взять любой текст Жижека, хотя бы «Диктатура пролетариата в Готэм-сити» из таких легких статей относительно. А-во,-вторых, что важно нужно понять, к каким интеллектуальным инструментам Жижек прибегает. Я сейчас об этом расскажу
18:56:52
По поводу «Готэм-сити» - там, конечно, в тексте бардак, но я специально его дал, чтобы вас заинтриговать возможностью нового взгляда на «Бэтмена», который вроде бы просто развлекательный фильм

София Гончарова
В любом случае ,пару его качеств я бы себе приплюсовала…..)
18:57:32

Кирилл Мартынов
Я себе отметил к семинару главную мысль Жижека по Готэм-сити - в самом конце статьи практически
18:57:56
Реальным оппонентом Бэтмена в последнем фильме становится восставший народ, т.е. совершенно другой уровень противника, чем его традиционные враги - Джокер, Бейн, всякие криминальные элементы и коррумпированные политики
И как бы тайна Готэм-сити в том, что фильм показывает восстание народа, но потом все это как-то замолкает, и Бэтмен опять сражается с теми, кого можно победить, настучав по лицу
Дарья, мне кажется, Жижека можно использовать «в быту», т.е. брать у него ходы и играть в них - это полезно. Он довольно популярен в целом при этом
Еще бы, у человека над кроватью висит портрет Сталина и группа Тату в маечках
Анна, все являются частью массовой культуры - даже самый высоколобый интеллектуал, живущий в замке из слоновой кости, все равно встречается с людьми, мозги которых набиты детективами, музыкой Стаса Михайлова и голливудискими боевиками. С этим надо жить! В смысле, мы должны понять, как они (мы) думают, и что дальше
Вот обратите внимание
Я попробую сформулировать универсальный багаж, который Жижек пользуется: его интеллектуальные инструменты стандартные и их примеры, это самое важное в этой истории.
В общем, мы обращаемся с Жижеком к любой теме - например, в работе «Кукла и карлик» такой темой становится религия и христианство в частности, строим дискуссию, опираясь на примеры из массовой культуры, которые нужны, повторюсь, чтобы описать того человека, который их в современном обществе создает и потребляет.
И что мы используем при этом такого «философского»?
Первый инструмент - марксизм. Из марксизма главное, что мы берем: это требование докапываться до сути вещей, отказываться от видимостей и идти к реальности.
Как Буратино, который проткнул носом нарисованный очаг на холсте, а там дверца
Помните, марксисты говорят: допустим, человек рассуждает о романтической любви. Он молодец, но, возможно, он просто хочет завести себе бесплатную прислугу в виде жены - которой как бы на роду написано обслуживать мужчину в доме?
Или политик говорит о величии России: может быть, он просто хочет заработать денег, пролоббировав поставки оружия?
Вот пример из недавней жизни: на Ютуб можно найти видео с камер резиденции Межигорья, где видно, как Янукович в ночь побега вывозит ковры и хрусталь в спешке.
Он при этом действует как «президент», т.е. отдает приказы своим подручным, и вся цель его президентства в этот момент сводится к тому, чтобы спасти свои ковры.
Что если в этом и состоит природа государственной власти, где видимости - это гимн, герб, торжественный караул и судьи в мантиях, а реальность - это приказ в спешке вывозить имущество?

Кирилл Мартынов
Давайте попробуем еще примеры привести

Валерия Матюхина
Ну, возможно, так и есть, но думаю, есть и примеры, когда власть осуществлялась во имя нематериальных ценностей..
19:10:49

Кирилл Мартынов
Дело не в материальных ценностях, а в разрыве между показухой и механизмами, которые лежат в ее основе - в данном случае Януковичу важнее его хрусталь, чем его страна)
19:11:28
Ну или помните, мы говорили про классических хипстеров

Мария Кара
есть пример, схожий с вашим
19:12:02

Кирилл Мартынов
Таких ребят около 30 на мопеде Веспе, которые нигде не работают, пьют смузи и считают себя фотографами-фрилансерами
19:12:27
За этой видимостью реальность: хипстер живет, сдавая в аренду бабушкину квартиру в Москве.

Денис Переверзин
Можно провести в пример Путина и pussy riot.Что может быть безнравственней, чем использовать религиозные чувства общества, чтобы сводить свои личные счеты? Ведь все знают, за что их на самом деле судят.
19:13:41

Кирилл Мартынов
Рассуждения об успехе в этом контексте что? Способ заставлять людей в ущерб своей семье и жизни работать как можно больше.
19:13:49
Ну и так далее. Да, Денис, пример там сложнее получится, но в целом логика ясна.
Итак, это 1 часть Жижека: марксизм, понятый как постоянная подначка, поиск перехода от видимости к реальности.

Мария Кара
Война в Приднестровье, может мало об этом знает. Люди изъявили желание быть независимыми от другого государства, и эта была видимая причина войны. А на самом деле с помощью конфликта, происходящего на территории непризнанного государства, было осуществлено много такого, что было скрыто от людей
19:14:59

Кирилл Мартынов
Да, Мария, принято.
19:15:26
Очень мелкая картинка из книги «Маркс. Инструкция по применению» Бенсаида http://i.imgur.com/gk4mWj4.jpg

Валерия Матюхина
Вообще в политической власти очень часто на фоне каких-либо событий, принимаются законопроекты, так чтобы эти события отвлекали внимание людей…
19:16:54

Кирилл Мартынов
Показан глубокий марксистский анализ.
19:16:55

Филипп Еньков
:)))
19:17:13

Кирилл Мартынов
2. Инструмент Жижека - диалектика Гегеля.
19:17:58
Здесь идея в том, что обычно мы анализируем вещи, исходя из их определения и единственного главного свойства. А диалектика требует, чтобы мы смотрели на все как на сложные противоречивые объекты, которые к тому же находятся в развитии во времени.
Пример: этот человек молод и красив, но он стареет и умрет. Оба тезиса истинны.
Обычно мы думае только об одной стороне вопроса, а Гегель предлагал думать о единстве таких противоположностей.
Еще пример: революция - это борьба людей за свою свободу и надежда на лучшую жизнь, революция - это кровавое насилие.

Валерия Матюхина
Он прослеживал невозможность и крах попыток борьбы с антагонизмом…

Кирилл Мартынов
То же самое, обе части тезиса истинны одновременно.
19:20:18
Есть простая русская пословица на этот счет: «Нет худа без добра», она в общем отражает диалектический принцип.
Т.е. любое отрицательное явление также несет какие-то новые возможности. Я сломал ногу, теперь прочитаю несколько крутых книжек.
Путин отнял у Украины Крым, Украина теперь имеет возможность осознать себя как единый народ и выжить назло врагам.

Григорий Наговицын
но как тогда следует действовать, если посылки противоположны и требуют противоположных действий?
19:22:25

Кирилл Мартынов
Григорий, вот тут, видимо, начинаются ставки - вы должны сделать ставку, политическую, в контексте ваших ценностей и вашей игры, риска, понимая, что абсолютно верного решения ни у вас, ни у кого нету.
19:23:11
Пример: я поддерживаю геев, хотя всегда был раньше гомофобом, мне не нравится соответствующая субкультура и гей-парады, и у меня нет хорошего ответа на вопрос о допустимости воспитания детей в однополых семьях. Но ставка тут в том, что если государство запрещает геям браки, то государство на тех же основаниях будет запрещать мне читать книги или ковыряться в носу - просто потому, что государству виднее, если оно лезет в свободу, то его не остановить.
Ну это явная ошибка про автоматы)
Диалектика позволяет Жижеку жульничать по-разному
Но это такое жульничество, которое полезно с точки зрения борьбы с доксой - т.е. со взглядами на жизнь, присущим «нормальным людям», обывателям
Пример: в начале книги «О насилии» Жижек обсуждает русского философа Николая Лосского, которого в 1922 году выслали на философском пароходе из России - правительство Ленина выслало.
Это насилие, говорит Жижек? Безусловно. Мы все го порицаем.

Арина Яшухина
но это же насилие, которое как бы никто не замечает?) то есть объективное?
19:29:36

Кирилл Мартынов
Теперь сравним этот жест с жизнью Николая Лосского до революции. Он жил в поместье, ходил в белой рубашечке, выстиранной крестьянской женщиной, учился, кушал яичко всмятку на завтрак, серебряной маленькой ложечкой.
19:29:43
За окном в навозе копошились голодные грязные крестьянские дети. Было ли это насилием? Да каждый день. А говорим ли мы об этом, когда вспоминаем жизнь Лосского? Нет, мы сосредоточены на пароходе 1922 года.
Представим себе человека, который подходит к другому и бьет его в нос. Кровь идет, все в шоке, хулиганы.
Теперь представим, что камера берет общий план: оказывается, что человек, который ударил в нос, был рабом на плантации, а тот, кому он разбил нос был надсмотрщиком, который его и его семью мучал десятилетиями. Т.е. это сцена из фильма «Джанго».
Только бывший раб не убивает надсмотрщика, а просто бьет ему в нос и уходит. Это насилие? А может акт милосердия и доброты?
В «Готэм-сити» об этом близко говорится, когда обсуждается диалектика нежности и насилия у Христа и Че Геверы: они сошлись в том, что одно без другого не бывает.

Tim Akhmetov
Истинная любовь невозможна без яростных чувств, кажется примерно так
19:35:17

Кирилл Мартынов
И, если применять это к нашим жизням: что является большим насилием, террористы, которых никто не видел в реальности, и шансы на встречу с которыми меньше, чем шансы попасть в автокатастрофу, или, скажем, необходимость всю жизнь работать на ипотеку?
19:35:19
Или не является ли насилием, когда мы сидим в уютных кофейнях как я сейчас и не переписываемся о Жижеке за нашими гаджетами, собранными вьетнаскими женщинами и подростками за тарелку лапши?
Ну вот такая диалектика насилия - это конкретный пример, как можно «жульничать» или задавать неудобные вопросы
Другие темы тоже так могут играть, соответственно
Третий инструмент и будем заканчивать, готовьте вопросы.
Инструмент № 3 у Жижека - это тот самый психоанализ.
Он взят не в интерпретации Фрейда, а так, как сложился у одного из поздних послелователей во Франции - Жака Лакана.
Основной тезис Лакана прост - бессознательное и язык это одно и то же.
Иными словами, когда мы говорим, нами говорит в значительной степени не только желание что-то сказать, но и те структуры, которым мы неосознанно пользуемся, чтобы оформить свою речь
Ну, например, в нашем обществе очень распространена речь о женщине как об объекте, с которыми производятся какие-то манипуляции, - и это демонстрирует, что вне зависимости от желания зачастую мужчины относятся к женщинам как к собственности, а женщины это принимают тоже не отдавая себе в этом отчет.
Наша речь всегда избыточна, она говорит больше, чем мы хотим сказать.
Для Лакана это в частности означало, что встреча психоаналитика и клиента - это просто предложение поговорить, и особой разницы между сторонами тут нет, это некий обмен бессознательным, выговоренным.
Для Жижека тут важен ключ к массовой культуре: любой голливудский боевек, как и любое другое высказывание, сообщает нам гораздо больше, по сравнению с тем, что хотели сказать и имели в виду его авторы и даже увидели зрители.
Руководствуясь этим принципом мы вот так играем в жижеков, например

http://www.terra-america.ru/благодать-и-%D0%BF%D0%B0%..

Берем самый тупой американский фильм и находим там страшно глубокий смысл - отчасти в шутку, но только отчасти.
Завершая, вообще интересно играть в жижеков.
Я предлагал так играть, к примеру. Вот фотография корейцев, оплакивающих Ким Чен Ира



Что тут нам все говорят? Это несчастные зазомбированные люди, живущие в несвободной стране.

Андрей Тукшумский
То есть все люди верящие в какую-то идею являются зазомбированными?
19:45:36

Денис Переверзин
Ну так Сталина тоже оплакивали
19:46:00

Андрей Тукшумский
И Путина будут оплакивать)
19:46:15

Денис Переверзин
Путина не будут
19:46:23

Кирилл Мартынов



А вот японцы, оплакивающие смерть Майкла Джексона
19:46:25

И нам говорят, что это уже свободные люди, оплакивающие своего кумира, которого они сами себе выбрали
Ну так вот играть в жижека = спрашивать, а так ли уж велика разница?
И так постоянно, применительно ко всему.
Так, я все))

Originally published at kmartynov.com. You can comment here or there.

философия, университет

Previous post Next post
Up